предыдущими и не могут служить следствием их, а также и других воспринятых
внешних чувств. Незнакомство с нашим мозгом и его функциями допускало наличность
свободно витающей, души и свободной воли, ничем не связанных с законом
причинности и дающих тон нашей духовной жизни. Но это было основано лишь на
незнании. Возьмем снова наш пример.
Почему мысль о моей жене вызвала соответственно мысль о путешествии? Ведь
могли аналогично возбудиться (экфорироваться) и другие представления, и,
действительно, возникновение мысли о путешествии базируется на других
многочисленных подсознательных представлениях, т. е. подсознательных функциях
моего большого мозга. Путешествие явилось моим намерением раньше, чем я о нем
думал в настоящий момент, и в зависимости от этого в моем мозгу остались скрытые
подсознательные впечатления (энграммы), как например, день отъезда,
продолжительность путешествия и его назначение, заботы о хозяйстве во время
нашего отсутствия, необходимых в дороге вещей, предстоящих расходов и проч. Мне
чуждо было сознание всего этого в тот незначительный промежуток времени, когда
мне предстала мысль о "путешествии" между идеями о "жене" и "чемодане". Но в
этом случае вне сомнения их ассоциативная связь, т. е. крепкая связь скрытой
подсознательной мозговой динамики в мозговых клетках и волокнах с идеей о
путешествии, причем эти идеи вводят его в сознательную область внимания,
ослабляя одновременно своим вмешательством проявление чистого чувства
путешествия и препятствуя более сильному выступлению чувств и идей, в той или
иной степени сопровождающих мысль о путешествии. В моем сознании явилось
молниеносное представление о моей поездке, исчерпывающееся словом "путешествие".
Целая цепь общих сложных представлений обнимается такою сокращенною формулой,
благодаря речи, имеющей слова в своем распоряжении. Таким образом,
"путешествие", моментально промелькнувшее в мозгу вслед за мыслью о "жене", не
является следствием одной только этой мысли, а продуктом сплетения многих
подсознательных нитей, обусловивших появление его в области верхнего сознания и
в определенном ее качестве. Но эти нити, в свою очередь, независимо от меня,
дают особый характер другим идеям, обязанным, очевидно, своим происхождением
идее о "путешествии", а именно идее о необходимом чемодане. В связи с идеей о
"путешествии" могли возникнуть и другие, как представление о знакомых, которые
встретятся в пути, о ближайшем городе и т. д. Почему же на первом плане чемодан?
А по той причине, что забота о вещах стала наиболее интенсивной и моментально
затмила собою все остальные ассоциации.
Мы убеждаемся здесь в том, что на самом деле три идеи "жена, путешествие и
чемодан" не столько находятся в причинной связи друг с другом (хотя и
сопутствуют друг другу в сознании), сколько обусловлены влиянием подсознательных
чувств идей и прежних этапов воли, обязанных, в свою очередь, своим
происхождением предшествовавшим разнообразным и сложным функциям моего мозга.
Это объяснение путем сравнения сделаем еще конкретнее и доступнее. Человек
о чем-то кричит в большой, находящейся в движении толпе, желая обратить на себя
ее внимение. Его голос, однако, хотя слышен находящимся близко около него, но
совершенно замирает в возбужденной толпе. Давка увлекает человека против его
воли и независимо от его сопротивления, в сторону теснящейся массы. Но если
толпа станет и утихнет, то не только голос человека будет услышан, и он будет в
состоянии пробраться через толпу, но возможно, что убеждением своих слов человек
этот будет в состоянии увлечь ту же толпу или часть ее за собою. Таким же
образом и проявление отдельной идеи зависит от того, возникла ли она в
интенсивно-ассоциированном мозгу, находящемся в бодрствовании или же в дремлющем
и бездеятельном его состоянии. Такой ассоциированный мозг и может быть сравнен с
возбужденной толпой, неудержимо увлекающей за собою все в своем движении.
Отдельная идея (как и отдельный человек) может как угодно стремиться занять
первенствующее положение, но пока она не запаслась раньше достаточной властью
над толпой (мозгом) усиливающейся еще благодаря воспоминанию, до тех пор она
будет увлекаться толпой, т. е. единичное действие ее будет сведено к нулю. Если
же мозг пребызает в состоянии покоя или бездеятельности, то он в этом случае
может быть уподоблен спокойной толпе, и идея, хотя бы даже совершенно новая для
данного мозга и лишенная корней в памяти толпы, способна оказать влияние,
обеспечить себе движенце вперед и вызвать соответствующие следствия. Но если она
уже раньше действовала на толпу увлекающе (т.е. при совокупности ассоциированных
функций мозга) и толпа уже привыкла за нею следовать, то может случиться, что и
на этот раз волнение толпы не повлияет на результаты воздействия идеи.
Отсылаю к сказанному в первой главе (стр. 17 и далее) о мнеме. Мнемическая
|