Как уже было сказано, я в настоящем случае не преследую подробной
разработки неисчерпаемой области взаимоотношений между внушением и половым
инстинктом и любовью. Но, удовлетворяясь вышеизложенным, хочу надеяться, что
читатель окажется достаточно подготовленным к тому, чтобы в дальнейшем
самостоятельно заняться этим вопросом и на конкретном случае проследить
воздействие внушения.
Глава X
Половой вопрос в его отношении к деньгам и частной собственности. Брак по
расчету, проституция, сводничество, кокотки и метрессы
1. Общее понятие.
Историческое развитие человеческого брака мы рассматривали в главе VI, как
продолжение филогении, и констатировали, что брак по покупке и полигамия
представляют собою своего рода промежуточную степень, но в то же время и
отступление культуры в виде продукта развития человеческого общества и
человеческого владения. И, действительно, когда человек, в качестве существа
высококультурного и глубоко индивидуалистического, мечтающего о благосостоянии
своей семьи, должен в силу обстоятельств жить средн других ему подобных людей и
приходить с ними в соприкосновение, то, в виду разносторонности и
свойственного ему индивидуального различия развития его умственных способностей,
замечается, что отдельные индивидуумы, обладающие большим развитием и
находящиеся в более благоприятных условиях, стремятся к владычеству над более
слабыми и менее одаренными, с целью использовать их в своих интересах и
интересах своей семьи. Уже у животных мы сталкиваемся с тонкими явлениями.
Старые пчелы, например, называемые грабительницами, насильно овладевают плодами
чужих работ.
У муравьев встречаемся мы с некоторым видом инстинктивного рабства, причем
наиболее сильные разновидности их выращивают рабов из куколок, забранных ими у
слабейших. Рабы эти впоследствии отдают свой труд похитителям. У некоторых
млекопитающих (рогатый скот, некоторые породы обезьян) старые самцы или самки (в
стадах коров) берут на себя главенство над всеми остальными. Зтим животным,
конечно, чуждо представление о собственности применительно к неодушевленным
предметам или живым существам, но уже изолированно живущие виды инстинктивно
считают принадлежащим лично им жилище, ими обитаемое, сделанные на время запасы
и даже участок окружающий место постоянного их пребывания.
Пчелы, осы и особенно муравьи имеют наиболее близкое представление об
общей собственности, причем муравьи, например, считают лично им принадлежащим и
подлежащим защите то дерево, на котором находятся травяные вши, служащие для них
объектом питания.
Только человек на соответствующем уровне развития уразумел все те выгоды,
которые могут ему представиться, благодаря владению землею, продуктами трудовой
деятельности, а также и людьми (их работой). Мужская половина человечества,
обладая большей физической силой, связала свои преимущества с удовлетворением
полового стремления, благодаря чему более слабая женщина подпала под зависимость
от мужчины, все более возрастающую. При таком положении вещей женщина стала
предметом продажи и покупки, причем она легко могла быть обмениваема на любые
принадлежности домашнего обихода, служа не только для удовлетворения полового
стремления, но и в качестве ценной рабочей силы, в свою очередь рождающей новые
рабочие силы, в лице будущего потомства. На этой базе и зиждется, если исходить
из этнологии и истории, та купля-продажа, которая сочеталась с любовью или
правильнее, с удовлетворением полового влечения. Мы указывали уже на то, как
варварские народы, жившие в полигамии, умели использовать все преимущества из
обладания многочисленными женами и потомством, причем они стали продавать их и
покупать. Мы находим здесь много элементов, напоминающих представление о
рабовладельчестве, которое во многих своих пунктах с таким порядком вещей и
совпадает. Мы доросли уже до такого состояния, когда вышеуказанные приемы стали
достоянием истории. Но роль презренного металла в половой жизни в наши дни
настолько велика, что влияние его, может быть, создает нередко условия,
нисколько не уступающие положению вещей, о которых мы только что говорили. К
тому же, как мы об этом уже упоминали в главе VI, жена и дети, при современных
нам условиях утонченного существования, становятся все больше и больше
недоступными, в качестве предмета роскоши, отнюдь не являя собою, как раньше,
богатства. Это объясняется следующими двумя соображениями. Прежде всего
|