социальные права женщины и ее ребенка находят себе все больше и больше защиты в
зависимости от установившихся гуманных взглядов на права личности, причем
злоупотребления со стороны мужчины, вполне естественные во времена патриархата,
больше не находят уже себе места. Создается обязанность для главы семьи
содержать семью и воспитывать потомство. Мы можем видеть еще только у бедняков
признаки эксплоатации жены и потомства, которые работают на семью, но зато,
наоборот, в богатых и образованных классах семья ложится тяжелым бременем на ее
главу. При этом нередко наблюдается, что в стремлении как можно больше доставить
удовольствия своему потомству, глава семьи взращивает его в довольстве,
избыточных наслаждениях и бездеятельности, что весьма пагубно отражается на
подрастающем поколении. Вместе с тем все недоступнее становится создать на
здоровых началах приличную, без претензий семью, так как нравы все больше
изнеживаются и жизнь усложняется. Одновременно известна та энергия, с какою
мужчины, и особенно женщины, стараются превзойти друг друга своими
драгоценностями, туалетами, комфортом, угощениями, приемами и вообще внешней,
показной стороной своей жизни. В связи с создавшимся таким путем положением
вещей, масса человеческой энергии непроизводительно уходит на ненужные вещи и
излишества. Таким образом, достигшая наивысшего развития культура создает рядом
с классом купающихся в довольстве богачей и кадры бедняков, лишенных куска
насущного хлеба, обусловливая также и борьбу с идеей о браке и сокращая "из
экономических соображений" деторождение. Наркотические средства (алкоголь)
пагубно отражаются на потомстве, причем в таком же направлении действует и
односторонний нездоровый образ жизни. Внешний вид воспитанного в таких
нездоровых условиях и выхоленного человека не обнаруживает, правда, внутреннего
его состояния, но выражается это, главным образом, в его нервности, причем у
него создается масса неестественных потребностей и притязаний. Такие люди,
обыкновенно, значительно больше получают от общества, чем ему дают - между тем,
как при нормальных условиях должно было быть совершенно наоборот. Исключительное
бездельничанье, практикуемое женщинами Северной Америки, является наиболее
печальным явлением.
Мы ознакомимся здесь со всеми теми результатами, с какими сопряжено
вышеприведенное положение вещей для современного человечества применительно к
его половой жизни. Результаты эти выражаются: во-первых, в браке по расчету, во-
вторых, в проституции и сводничестве и, в-третьих, кокотках и содержанках,
являющихся между двумя первыми промежуточной стадией.
2. Брак по расчету.
Брак по расчету может быть рассматриваем, как современная форма
(наследственная) брака по покупке. В прежние времена покупалась жена и пускалась
в продажу дочь. Ныне же сами продаются жене и приобретают за плату зятя. Это не
носит уже, разумеется, такого характера, как раньше, ибо приобретающая и
приобретенный не представляют собою взамоотношений между собственником, с одной
стороны, и приобретаемой вещью с другой. Но зато нашему браку, основанному
только на расчете, свойственны приемы низко-спекулятивного и эксплоатационного
свойства. Мы о них, впрочем, не будем распространяться, так как они всем и
каждому известны. Деньги и только деньги, как начальное и конечное, заменяет в
браке любовь, характер, таланты, гармонию взаимоотношений, здоровье духовное и
физическое. Благодаря презренному металлу, масса людей теряет способность видеть
и различать, не считаясь с тем, что здоровье, духовное и физическое, будущей
подруги жизни представляет собою нечто более надежное, чем те средства в
процентных бумагах, которые отложены про запас и будут впоследствии скоро и
безрассудно истрачены страдающими болезненной наследственностью детьми. Таким
образом, незнание законов наследственности, равно как и денежная алчность,
обусловливает собою появление на свет хилого потомства. И вместе с тем масса
людей остается за бортом, не вступая в брак за отсутствием средств. Капитал
старается использовать их, как рабочих, но не дает им возможности воспроизводить
себе подобных.
Германская армия в этом смысле дает нам весьма характерное, и носящее в
себе специальные признаки, явление: здесь офицеры, не располагающие собственным
достатком, могут брать себе в жены только таких женщин, которые в достаточной
степени обеспечены состоянием или рентой, ибо такой офицер должен жить и
содержать свой дом "по чину". Это правило, которое тщательно мотивируется с
точки зрения своей целесообразности, рельефно подчеркивает убогость наших
нравов, преклоняющихся перед владычеством капитала и классовых предрассудков.
|