минимальное вознаграждение, в котором не нуждаются. Сведя до минимума заработную
плату, они бессознательно толкают бедную девушку в объятия проституции.
Первоклассные торговые фирмы в Граце, например, продающие вышивки и предметы
рукоделия, имеют специальных агентов для сдачи заказов дамам из высшего
общества, которые берут какую угодно низкую плату и таким приятным способом
зарабатывают себе на перчатки. Но не нуждающаяся интеллигентная девушка в этом
случае должна была бы требовать одинаковое вознаграждение (цену в зависимости от
затраченного труда) или же вовсе не брать денег, посвящая свой труд интересам
общества. Во всяком случае, они должны категорически отказаться от подобного
рода недостойной конкуренции, благоприятствующей лишь падким на заработки фирмам
и учреждениям. А между тем, какой пробел ощущается в труженицах, которые
посвятили бы свой досуг обществу и общеполезной деятельности.
Психология проституции привлекла к себе внимание новейшей литературы. Мы
ссылались уже на произведение Гюи де-Мопассана: La maison Tellier. Сюда же
относится и "Нана" Золя, которая представляет собою пользующуюся успехом
проститутку, очерченную знаменитым романистом в резких, хотя и односторонне-
натуралистических формах. Здесь весьма ярко представлена эпоха второй Империи в
лице различных кругов парижского общества и его развращенного образа жизни. Мы
укажем еще в двух словах на движение, которое вызвано было функцией официальных
публичных домов и получило название аболиционизма.
Одна энергичная и в высшей степени порядочная англичанка, мистрисс
Жозефина Бутлер, ознакомившись со всеми изложенными выше подробностями, решила
вступить в борьбу не только с публичными домами и продажею девушек. но и с самой
системой попустительства и покровительства, оказываемых государством
проституции. В основу борьбы была положена защита прав свободы женщины. Приняты
были в соображение и те несправедливые взгляды Наполеоновского кодекса, в силу
которых права женщины были сведены к нулю. Аболиционисты отрицают наличность у
общества такого права, в силу которого оно могло бы, прикрываясь гигиеническими
соображениями, насильно регистрировать проституток, подвергать врачебному и
полицейскому надзору и помещать, по желанию, в публичных домах. Они настаивают
на выработке соответствующего законодательства применительно к публичным домам и
прекращении покровительства, оказываемого им государством.
Среди возражений аболиционистам, между прочим, имелись и основанные на
медицинской подкладке, причем, подчеркивалось, что обществу во всякое время
предоставляется право изолировать людей, носящих на себе заразу, и точно так же,
как оно уединяет оспенных и холерных больных, так оно заставляет лечиться и
проститутку, зараженную венерической болезнью. К тому же проститутка, если
принять во внимание ее низкое ремесло, вообще не может претендовать на какое-
либо уважение.
Этот взгляд на вещи, если отнестись к нему слегка, может показаться даже
весьма убедительным. Но более близкое ознакомление с положением вещей
обнаруживает совершенно иное.
Прежде всего исключается сравнение с такими болезнями, как оспа и холера,
которыми заболевают люди совершенно случайно, между тем как прибегающий к
услугам проституции всегда имеет перед собою не только всю низость этого
установления, но и грозящую ему ежеминутную опасность заражения. Стало-быть,
общество берет на себя охрану благополучия и безопасности половых извращений
заведомых дон-жуанов и разгульных субъектов. Правда, последние переносят заразу
в семью и делают несчастными своих ни в чем неповинных жен, но такой взгляд на
вещи является здесь неуместным, обусловливая весьма часто большие
злоупотребления. Общество не может брать на себя защиту прав третьего лица,
облегчая неблаговидные и чреватые дурными последствиями поступки отдельных
личностей. Его функции сводятся лишь к привлечению к ответственности, а потом и
наказанию субъекта, причинившего кому-либо урон. В данном же случае одних
(проституток) заставляют вновь продолжать свое ремесло, которое признается
вредным, между тем как другие (мужчины) остаются вне всякой ответственности.
Государство не может потому лишь преследовать отдельных лиц, что их деятельность
впоследствии окажется преступной, так как при таком взгляде на вещи не будет
конца злоупотреблениям и превышению власти.
Отсюда изъятию могут подлежать лишь умалишенные и близкие им, а также
преступники-рецидивисты, ибо здесь мы уже считаемся с постоянною опасностью,
обусловленною ненормальным строением мозга у отдельного лица. Можно было бы
поставить вопрос в том смысле, что проституция, мол, должна быть рассматриваема,
как преступное действие, в виду торговли телом в интересах полового
|