нормальной обстановке. В любви не обходится без счастья и случая, причем
действительно сплетение случайных обстоятельств может обусловить тот или иной
характер любви. Но в силу велений нашей, так называемой, общественной
нравственности, исправление ошибок в этом смысле сопряжено часто с
непреодолимыми препятствиями. И если будут здесь введены улучшения, то, без
сомнения, сойдут на-нет несчастья на почве любви, причем неблагоприятное
воздействие окружающей среды будет своевременно локализовано и исправлено при
помощи тех способов, которые для данного случая окажутся наиболее применимыми.
Глава XII
Религия и половая жизнь
Считая долгом оговориться, что под религиею я разумею здесь так называемое
религиозное чувство, равно как и церковные догмы. По почину Шлейермахера,
существовала за последнеее время тенденция к особому выделению религиозного
чувства, причем последнее определялось, как неопределенная смесь ощущений,
выделяющая созерцание и чувство. Оно может быть рассматриваемо в качестве
интуитивного представления о всей вселенной, приводящего душу в экстаз и
растворяющего в себе наше собственное "я". Эта индивидуальная неопределенность
чувства может быть использована для каких-угодно целей, но едва ли в состоянии
дать какие-либо правильные результаты.
Нам представляется весьма интересный факт с точки зрения этнографии, в
силу которого те обычаи, которые раньше входили в светский обиход,
последовательно, на протяжении веков вводились в религию, причем их могли
рассматривать как божественного происхождения или указания свыше, или в качестве
определенных догматов, воздействия определенного культа и т. д. Здесь видное
место занимали половые отношения. Мы можем во многих религиозных обрядах и
обычаях проследить как бы символы видоизмененных обычаев половой жизни (в
наиболее широком значении этого слова), причем некоторыми догматами
предполагалось, очевидно, на почве религии создать обязательность определенного
цикла половых обычаев. Половая жизнь, в свою очередь, должна была находиться под
их непосредственным воздействием. Колдовство и знахарство находятся, таким
образом, в интимном взаимоотношении. "Всякое колдовство происходит от страсти",
сказал старый индиец этнографу Ф. фон-Мартиусу. Мы укажем здесь на несколько
убедительных примеров.
У ведьм и на процессах о ведьмах эксцессы и извращения играют
первенствующую роль. Мы убедились уже из главы VI в той непосредственной
близости, в какой полигамия соприкасается с понятием о собственности и браком по
покупке или продаже, чем, между прочим, она и обусловилась исторически. Когда же
она вошла в религию, как в исламе или у мормонов, то оказала воздействие на всю
общественную организацию этих народов и образ их мысли. Мы на деле не в меньшей
мере полигамны, чем они, но в то время как мы опираемся на моногамную этику, они
исходят из полигамных этических начал, причем и в том и другом случае
предполагаются обязательные указания свыше. В связи с религиозными воззрениями
некоторых приверженцев Будды, у них явилось необъяснимое представление о
необходимости для жены немедленно следовать за мужем в могилу. Такое
обстоятельство, разумеется, также отражается на половой жизни. Некоторые дикари
наследуют своим родителям по женской линии, что, очевидно, связано с наиболее
уважаемым положением женщины. Впоследствии этот обычай освящен был религией,
хотя он, без сомнения, вполне естественно обусловлен был на первых порах большей
близостью матери к потомству, чем отца, и практикуется у гоахиров Колумбии,
живущих в полигамии. В такой же степени на светской подкладке введен был и
обычай женитьбы мужчины на вдове умершего брата, что, очевидно, имело целью
урегулирование брачных взаимоотношений. Но с течением времени и этот обычай взят
был религией под ее покровительство. Обрезание у евреев носило на первых порах
характер гигиенической меры, но впоследствии вошло в религию и заняло в ней не
менее важное место, чем крещение в христианской религии. А между тем, роль
обрезания сводилась, главным образом, к предохранению от венерических
заболеваний и отчасти от онанизма. Католическая церковь, кроме безбрачия своих
священников, о которых мы уже говорили, вводит в половую жизнь еще целый ряд
установлений, приобревших догматический характер, регулирующих половые сношения
и брак, и имеющих, без сомнения, крупное социальное значение. Догматически,
например, устанавливается безусловное запрещение развода (что соединено богом,
того не разлучить человеку) и, таким образом, предрешается навсегда судьба
|