воздвигаемым преступнику, в его дальнейшей вредоносной деятельности, причем
определенное установление и законы предусматривают интересы общества, имея целью
предоставление людям наиболее удобных и естественных условий существования.
2) Ознакомление с мотивами преступленля и изучения всех различий между
представителями сословий, в интересах усовершенствования людей и улучшения их
общественного положения.
Здесь, как мы видим, в основу положено совершенное видоизменение тех
правдивых представлений, которые не только достались нам в виде дряхлых форм, но
и принадлежат современным гражданским правовым представлениям. Это видоизменение
частью уже приводится в исполнение, причем изъято будет право из когтистых
объятий одряхлевшей метафизически-религиозной догматики и в дальнейшем будет
считаться лишь с прикладными естественными знаниями, определяющими личность
человека, которому, между прочим, тогда лишь по справедливости и присвоена будет
характеристика Линнея: "Homo sapiens". Прошла пора, когда юридиция захлебывалась
в прикладной метафизике, базируясь на варварских обычаях, суеверии и мистике,
возведенных в догму. Пусть Фемида освободится от своей повязки, усвоит
психологию и научные знания и начнет функционировать, не считаясь ни с партиями,
ни с трудностью работы, но исходя лишь из основ человеческой справедливости.
Великий современный профессор уголовного права Ф. фон-Лист, который, как
известно, обосновывается на естественно-научной почве, все же считается с тем,
что наше общество, погрязшее в омуте предрассудков, должно лишь последовательно
подготовляться к такому положению вещей. В новейшее время известный юрист д-р
Эрих Вульфен выпустил в свет сочинение: "Psychologfie des Verbrechers", 1908,
которое он заключает следующими словами: "Словом, повсюду и везде знаки и
чудеса! Известный вопрос профессора Биркмейера, в Мюнхене, знатока классической
уголовной школы: "Что ж тогда ф.-Лист оставляет от современного уголовного
права? Этот вопрос отпадает сам собою. От современного уголовного права, если
все указания не ошибочны, в будущем ничего не останется".
К выводам этого сочинения, заключающего в себе свыше 1000 страниц, я
должен целиком присоединиться, так как я давно уже высказался в этом же духе.
"Почему, когда и где заключают людей в дома для умалишенных? Сумасшествие,
закон, мораль и карательные установления", в отчете цюрихского общества оказания
помощи душевно-больным, за 1884 г. и затем: Ueber die Zurechmingsfahigkeit des
normalen Menschen, Munchen, 1901.
Если половые чувства обусловливают наиболее сокровенные и священные данные
для индивидуального счастья, то в такой же мере они находятся в тесной связи с
общественным благополучием человека. В этой сфере представляется чрезвычайно
затруднительным достаточно стройное сочетание общего блага с интересами
отдельного лица, вследствие чего половые правоотношения меньше всего поддаются
исследованию. Мы уже указывали на удовлетворение полового стремления личности,
как на его естественное право, что и подтверждается выводом науки. Но в
жизни'это положение является очень часто роковым, ибо удовлетворение полового
стремления не только непосредственно затрагивает других людей, но может
отразиться и на большом количестве третьих лиц, причиняя больше вреда, чем
удовольствия. Это зависит, главным образом, от воспроизведения, без наличности
которого возможно было бы гармоническое сочетание индивидуализма с социализмом.
Успешно сделав уже некоторые крупные культурные завоевания, современное нам
право все же склонно еще основываться на варварском мнении о неравенстве полов в
правовом отношении. Не отрицаем, что качественно душа мужчины и душа женщины все
же различаются между собою. Но при отсутствии в нашем обществе бесполых
индивидуумов, когда представители обоих полов должны совместно работать на
социальной почве, никакие соображения не могут послужить в пользу необходимости
подчинения в правовом смысле одного пола другому. Даже считаясь с тем, что мозг
мужчины тяжелее мозга женщины на 130 или 150 граммов, причем он изобретательнее
и утонченнее, все же нельзя видеть в этом разумных данных для мужчины урезывать,
сравнительно со своими собственными, социальные права своей половой подруги
жизни или своей матери. Его ведь не пугают какие бы ни было приемы захвата со
стороны женщины, так как он располагает превосходящею физической силой. На
первом плане, поэтому, социальное уравнение прав обоих полов. Дети перестают в
дальнейшем рассматриваться, как мы это наблюдали до сих пор (см. главу VI), в
качестве собственности или полезных вещей. К этому и сводятся основные понятия в
естественном половом праве. Животным совершенно чужды те злоупотребления, какие
практикует человек применительно к своей семье. Мы рассмотрим теперь более
специальные положения.
|