и свойствами. Благодаря этому человек решил для снискания расположения божества
умиротворять его человеческими жертвами, причем на первых порах объектами
являлись не непременно преступные элементы, а большею частью несчастные и ни в
чем неповинные люди, подвергшиеся пыткам и приносившиеся в жертву лишь с одной
целью успокоить вышедшее из состояния равновесия божество. Впоследствии этот
обычаи проникся некоторой гуманностью среды, причем возникло представление о
возможности искупления. Таким образом, преступление искупалось соответствующим
наказанием, вплоть до смертной казни. Что касается современного уголовного
права, то и оно в свою очередь смешивает такие два понятия, как искупление и
возмездие, причем мы встречаемся с квалификацией преступлений, как направленных
против божества или религии и в зависимости от этого подлежащих искуплению и
наказанию. Здесь замечательно это смешение религиозных и правовых представлений.
Благорасположение божества путем принесения в жертву животных и других
даров, практикуемое многими дикими народами в виде благодарности, просьбы и по
другим причинам, должно считать, в меньшей мере, странным. По-видимому,
предполагалось удовлетворение вожделений божества, которые люди
антропоморфически ему приписывали.
Но все же уже в древности идеал права представлялся Фемидой, богиней
правосудия, изображавшейся с повязкой на глазах и весами в руках. Назначение
весов было, очевидно, символическое, для указания необходимости точного
взвешивания права и нарушения его в каждом отдельном случае. Что касается
повязки, то и здесь ею указывалось на беспристрастный образ действий судьи. В
связи с господствовавшими в те времена представлениями о наказании и искуплении,
такое символическое изображение женщины с весами было достаточно точным
олицетворением права. Умы людей тогда еще не занимали такие понятия, как
психология человеческой природы, душевные расстройства, связанные с уменьшением
вменяемости, а также высшие общественные идеалы. Тот судья считался недостойным,
который за вознаграждение подвергал наказанию невинного, освободив виновного от
ответственности. В этом случае Фемида освобождалась от повязки и пристрастно, но
без трудности, надавливала на ту чашку, которую желательно было спустить. Но это
не мешало слепой Фемиде быть безусловно непартийной, в каковом отношении она и в
настоящее время заслуживает уважения. Положение Фемиды значительно осложнилось в
наши дни, благодаря успехам гуманности и знаний, а также психологии и
психиатрии. И здесь она иногда освобождается от повязки, но отнюдь не в
партийных интересах, а во имя справедливости, чтобы отчетливо составить себе
мнение о людях. На первом плане уже не вопрос о том, совершен ли обвиняемым
данный проступок, но является необходимым считаться с побуждениями и окружающими
обстоятельствами. Человеческий мозг атакуется со всех сторон алкоголем,
душевными анормальностями, воздействием внушения, страстями в такой степени, что
часто возникает вопрос о вменяемости. К тому же является большое сомнение в том,
насколько человеку свойственны свободный выбор и абсолютная свобода воли,
которые считались непреложными с точки зрения устаревшего уголовного правосудия.
Мы пойдем дальше и назовем такой взгляд на вещи полной иллюзией, обусловленной
тем обстоятельством, что нам не свойственно сознавать отдаленное побуждение
наших проступков, остающихся вне нашего сознания и поэтому нам неизвестных. Это
было формулировано еще великим Спинозой и всесторонне подтверждается современной
наукой. Если предположить, что всякий поступок вызывается соответственной
причиной, то и, естественно, наши заключения также будут находиться в прямой
функции от деятельности нашего мозга, которые, в свою очередь, обусловлены будут
унаследованными и усвоенными энграммами в качестве внутренних, сочетавшихся с
внешними, причин. И если мы придем к заключению, что старая истина о свободе
человеческой воли есть ложь в самой основе, причем эта воля представит собою
видоизменяющуюся способность нашего мозга приспособлять свои функции к
окружающей обстановке и людям (обществу); если мы будем считаться с тем, что
воля наша находится в непосредственной зависимости от сочетания наследственных
энергий (характера) с теми из них, которые действовали на нас во всю нашу жизнь,
вместе с воздействием чувства рассматриваемого момента, то право, как таковое,
и, между прочим, уголовное право предстанут перед нами в совершенно ином свете.
Исчезнет представление о возмездии, являющемся варварским пережитком животных
чувств мести, в сфере которых жили наши предки; исчезнет и искупление, как
продукт дряхлого и мистического суеверия. Юридическая реформа в настоящее время
это уже имеет в виду. Мы можем считаться, в связи с вышесказанным, еще с двумя
основными причинами, дающими возможность оправдать существование права:
1) Обеспечение безопасности человеческого общества препятствием,
|