более верный способ для охранения супружеской верности и моногамии, более
верный, во всяком случае, чем непосредственное вторжение закона в половые
отношения. Стало-быть, родители, так или иначе, обязаны воспитывать своих детей.
Мое столь категорически высказанное утверждение встретит, без сомнения,
отпор со стороны лиц, которые возьмут на себя отстаивать интересы бедных людей,
не способных прокормить самих себя. Но где речь идет об обязанности, там,
разумеется, и право. Если мы навязываем родителям определенные обязанности, то
им принадлежат и определенные права. С успехами социализма восторжествует
справедливость и в этом смысле. Когда человек будет иметь в своем распоряжении
весь продукт своей трудовой деятельности, то он будет в состоянии и в половом
смысле вести приличное существование. Но вместе с тем взваливание воспитания
потомства на одних только родителей не является справедливым, так как
параллельно бездетные люди будут себе "устраивать удобства жизни и вволю
бездельничать на том основании, что отказались от счастья иметь потомство". С
этой целью государство применяет поощрительные меры для семейств, обремененных
детьми, и даже привлекает к несению определенных налогов бездетных или же
холостяков, как это имело место раньше в Англии (1695 1706). Впрочем, там
носятся с мыслью о вторичном введении этого налога.
Такой же характер имеет и упомянутый нами обычай в Норвегии на льготных
условиях перевозить на кораблях женщин и детей. Впоследствии, с наиболее полным
развитием социальных реформ, человеку не представится больше надобности
отлынивать от прокормления и воспитания потомства, так как будет обеспечено
бесплатное школьное обучение, и государство будет заботиться об инвалидах,
сиротах, больных и т. д. И мы снова обращаемся к Фемиде, освободившейся от своей
повязки: "Прими же все меры, чтобы, благодаря естественно-научными социальным
знаниям, твои весы остались бы вечно в действительном и справедливом
равновесии".
Я допускаю возражение, что не всегда можно быть уверенным в истинном
отцовстве. В этом есть доля истины. Однако, при предоставлении соответствующих
прав женщинам и том воспитании девушек, основы которого указаны в главе XVI,
положение вещей примет другой оборот. Отцовство, пожалуй, и в настоящее время
нетрудно установить. Пусть будут усовершенствованные пути сообщения, облегчающие
бегство преступника. Но ведь то же обстоятельство действует и в смысле
возможности его обнаружить. В связи с возрастающей культурой человечества и
улучшением международных отношений преступным элементам не будет больше места на
земном шаре, и бегство, в целях освобождения себя от исполнения определенных
обязанностей, не даст уже никаких определенных обязанностей, не даст уже никаких
результатов. Все говорит таким образом, в пользу ответственности родителей в
деле прокормления и воспитания потомства. Но ответственность родителей состоит
еще в том, чтобы не плодить духовных и физических калек. По этому поводу
говорили о запрещении брака, но очень сомнительно. Мы об этом в дальнейшем будем
еще говорить.
Забота о сиротах, душевно-больных и т. д., приводимая уже и в настоящее
время в исполнение, нуждается в усовершенствовании. Но одновременно наблюдается
чрезвычайно вредное обыкновение, практикуемое многими общинами, сводящееся к
тому, что бедные и брошенные дети отдаются на попечение и воспитание тому, кто
требует за это меньшее вознаграждение. Отсюда и берут себе начало всевозможные
злоупотребления (нищенство, покинутые дети и т. д.). Внебрачные дети падают
жертвой, с одной стороны, жадности к деньгам, а с другой полового лицемерия.
По этим же причинам так часты детоубийства и вытравливание плода. Гражданскому
праву, в связи с уголовным, надлежит принять все строгие меры к тому, чтобы
подобного рода явления не могли больше иметь места.
С наступлением такой эры, когда эти предложения найдут себе осуществление
в лице закона, брак и свободная любовь будут друг от друга отличаться лишь
условно, причем лишь наличность или отсутствие брачного договора обусловят ту
или иную форму. Моногамия в этом случае останется только в выигрыше, ибо
исчезнет прежде всего позорная проституция, не будет больше места промискуитету,
а явится свободная и крепкая условная моногамия, зиждущаяся на законах естества.
В настоящее время ведется упорная борьба между такими жупелами, как
"принудительный брак на всю жизнь", и "свободной любовью". Это преувеличение.
Свободная любовь ни в каком случае не должна служить синонимом промискуитета или
же освобождения от обязанностей относительно забеременевшей женщины и воспитания
потомства. Мы же в данном случае исходим из естественнонаучных и социальных
требований.
|