тех попечений, трудностей и даже трат собственного организма, с которыми связано
для матери рождение и воспитание ребенка, и которые совершенно чужды отцу, то
присвоение ее имени потомству, в качестве фамильного имени, будет особенно
справедливым. Наше законодательство с таким положением вещей, к сожалению, еще
не считается, но мы должны их всячески подчеркивать, как способ для разрешения
многих запутанных вопросов.
Природа так устроена, что при долгом беспомощном детстве ребенка кормление
и воспитание его лежит на обязанности родителей. Мы не должны, поэтому, прибегая
к неестественным социальным теориям, освобождать от этой обязанности человека,
так как на этой почве возникли бы неизбежно промискуитет и связанное с ним
социальное вырождение. И вообще социальные обычаи можно с большим успехом
подвергать большим изменениям, если они только имеют своей базой неестественные,
традиционные догмы моды, а также и привычки на почве религии. Но введение
социальных установлений, идущих в разрез с самыми святыми натуральными,
филогенетически свойственными человеческой природы, побуждениями, является
глубокооскорбительным и вместе с тем чреватым плохими социальными результатами.
Мы указывали уже в главах VI и VII, чго людям в их половых отношениях
филогенетически свойственна семья на основах симпатии между супругами,
родителями и детьми, и в связи с этим внутренно действительная моногамия являет
собою наиболее естественные, высшие и лучшие сексуальные любовные
взаимоотношения, даже независимо от интенсивности, в особенности у мужчины,
эгоистических полигамных стремлений. Мы считаемся при этом с многочисленными и
разнообразными исключениями. При испорченности нравов наблюдаются безобразные
отношения родителей к потомству, эксплоатация его, толкание его на путь
проституции и т. д., причем нередки случаи, когда почему-либо неудобные дети
незаметно, но верно замучиваются на смерть. Отсюда очевидна необходимость для
законодательства поспешить с выработкой таких установлений, которые исключили бы
возможность насилия или злоупотребления со стороны родителей. Было бы полезно
обратить внимание на предположения, сделанные законодательству Австрии по почяну
Лидии фон-Вольфранг, преследующие защиту прав детей:
Lydia von Wolfring: Wie schutzt man die Kinder von Misshandlun und
Verbiechen, 1899; Kindermisshandlungen, 1902; Absvkennung der Vaterlichen
Cewalt, 1902; ее же: Beschrankung der Zivilrechte bei Gewohnheitstrinkern, 1903;
Lindwirtsehaftlich-gewerbliche Kinderkolonien, 1904; Die Ursacben der
Verwalirlosung der Jugend; Die Kinderwisshandlungen, ihre Ursachen und die
Mlttel zu ihrer Abhilfe aus den Schriften des I. Oesterreichischen
Kinderschutzkongresses. 1907; Die Schutzbedurftige jugend und ihre Wohlfart
1908.
Государство обязано взять на себя воспитание детей, явившихся жертвою
дурного людского обращения, причем, водворив их в благотворительных учреждениях,
но оно ни в коем случае не снимает ответственности с родителей по содержанию
этих детей. Автор предполагает, как наилучшую меру, отдавать таких детей на
попечение бездетных добросовестных супругов, в среде которых они найдут семейную
обстановку. Здесь в основу положены также соображения педагогического свойства.
Но все же единственно нормальным останется такое положение вещей, при
котором забота о потомстве будет лежать одинаково на обоих родителях. Помощь
государства выразится в этом случае в организации школ, действуя даже, когда это
нужно, принудительно, ибо на обществе лежит обязанность поднимать своих членов
на общественный культурный уровень, причем власть родителей в этом случае не
может действовать отрицательно. В функции государства, как мы видим, входит
обязательное бесплатное школьное обучение. Вообще же власть родителей должна
быть известным образом ограничена, причем должно исключить такие ненормальности,
как извлечение пользы родителями из детей, а также практикуемые наказания,
иногда переходящие всякие границы. О необходимости совершенного отменения
физического наказания в школах нечего и говорить.
Государство должно следить за тем, чтобы родители непременно прокормили
своих детей. Освобождение от этой обязанности не может быть предоставлено ни
одному отцу (и также ни одной матери), независимо от их материального положения
и их брачных отношений. При современном положении вещей ничего нет проще,
особенно для человека, не располагающего собственностью, улетучиться, оставив
своих детей на шее матери или же в распоряжении воспитательного дома. Если это
был собственник, то его необходимо заставить принять все меры для обеспечения
рожденного им потомства. Если же это был человек без средств, то он может
соответствующей роботой отслужить стоимость содержания. Это представит собою
|