органов, но считаем долгом указать на практикуемую часто врачами-специалистами
ошибку, состоящую в том, что, устремляя всю свою энергию на местное лечение, oни
не считаются с общими функциями головного мозга. А между тем, некоторые болезни
могут быть устранены психическим лечением, путем внушения, как, например,
расстройство менструаций у женщины, психическая импотенция, слишком частые
поллюции, онанизм, обусловленный фимозом или глистами, и пр. Разумеется, не
может быть оправдываема и противоположная ошибка, сводящаяся к пренебрежению
лечением местных страданий.
Шантажное лечение. Страдающий человек теряет голову. Этим, в связи с
эротизмом, и злоупотребляют вымогатели, которым глупость открывает неисчерпаемые
источники, особенно же на половой почве. В этой сфере создалась особого рода
промышленность, имеющая своим объектом патентованное и непатентованное
мошенничество. Наводя страх на онанистов, извращенных и ипохондриков, эти
вымогатели при помощи рекламы обирают людей. Даже на почве так называемого
оккультизма зиждется страшный половой обман. Злоупотребление гипнотизмом в
половых интересах также имеет место.
Все это несказанно способствует развитию сводничества, уводу детей и т. д.
И лишь исключительное невежество массы и неосведомленность в половых вопросах,
свойственная даже людям с салонным образованием, образуют благоприятную почву
для произрастания этих плевел. Почти ежедневно жалуются мне врачи по этому
поводу. Но, в связи с современным состоянием закона, я всякий раз сильно
рисковал, когда с фактами в руках собирался обнаружить такое мошенничество. Это
требует настоятельного разъяснения применительно к половой области.
Глава XV
Половая этика или половая мораль
Не легко указать разграничивающую линию между моралью и правом. Прежнее
представление о праве, в связи со взглядом на судебную кару, как на искупление,
должно было обеспечить более правильное определение этих разграничивающих линий,
но оказывается, что, базируясь на религиозно-метафизических догмах, устаревшее
право вторгалось в пределы этики, осуждая несоблюдение религиозных и моральных
современных обычаев, как мы это видели в главе XIII, и санкционируя те лишенные
нравственного основания и несправедливые поступки, которые исходили из
религиозных соображений и ими рекомендовались.
Если же мы примем право в качестве установления для оберегания интересов
общества и отдельных лиц от всяких вредных поползновений, то мы обнаружим связь
его с этикой, которую отрицает целая догматическая школа. И ведь, что
представляет собою этика, действительная человеческая мораль?
Предлагалась, правда, и догматическая этика в виде собрания будто бы
божественных заветов. На этой почве создались веления, исходившие из религии и
отличавшиеся нередко бесчеловечностью. На таких основаниях нередко проявлялось
слишком резкое противодействие этики мнимобожественного откровения человеческой
этике. Вообще же каждой религии свойственны ее специальные указания. Когда бог
малайцев предписывает им сожрать сердце врага; когда Иегова отличается
мстительностью и ревностью, искушая Авраама принесением в жертву своего сына,
избивая через своих посланных народ и истребляя весь мужской род при помощи
потопа; когда Аллах возводит фатализм в систему, предписывая уничтожение
христиан и не разрешая употребление спиртных напитков, между тем как Христос
проповедует любовь к врагу и разрешает употребление вина (даже превращая воду в
вино); когда индусский бог велит вдове умершего пойти за мужем в могилу, и ряд
других богов требует человеческих жертв, в зависимости от всего этого должно
констатировать, что такой калейдоскоп религиозных этик не дает оснований для
стройных согласованных выводов. Непосредственно в области полового вопроса
религиозные предписания вступают друг с другом в противоречие, как полигамия и
моногамия, левират и проч.
Мы поэтому уступим мораль на почве религии жрецам всевозможных
исповеданий, как получающим ее, по их уверениям, непосредственно от бога, и
займемся человеческой моралью. Однако, формальная догматика будет нами
исключена, а приняты в соображение лишь обыденные человеческие взаимоотношения.
Связь ее с правом нами уже установлена, причем несомненно и ее соприкосновение с
гигиеной (медициной). Если между этикой и гигиеной возникает почему-либо трение,
то это обусловливается тем, что имелась в данном случае в виду лишь
индивидуальная, а не социальная гигиена (Под социальной гигиеной в обширном
|