Воспитание в известном направлении дает хорошие результаты и при устранении
таких отрицательных фактов, как власть алкоголя и денег.
Кроме всего этого, правильный подбор должен быть положен в основу
интересов человечества, причем только ряд столетий даст плоды сознательного в
этом смысле отношения людей к своим обязанностям. Но человеку свойственно
развить энергичную деятельность лишь в тех случаях, когда он видит близкие и
непосредственные результаты для своего милого "я". При других же случаях
выступает на сцену вялость, апатичность, и человек, сам ничего не делающий в
интересах реформы, говорит о других людях, "что они очень плохи, и их с места не
сдвинешь". Пример. Какой-то гимназист задался целью устранения алкоголизма и
ревностно в продолжение пары лет работал в этом направлении. Сделавшись
студентом, он на почве нескольких неудач сразу бросил свою работу, заявив, что
"движение против алкоголя лишено будущего". И лишь спустя несколько лет он
сознался в том, что ушел от своей деятельности лишь потому, что не желал
прослыть оригиналом. Но узнав, что движение идет вперед и без него, решил
взяться снова за эту работу. Люди быстро воспламеняются и решают, чго все должно
вокруг них столь же быстро и ярко загореться. Если этого не случилось, то они
быстро сами же тухнут. У них нехватает личной силы воли, чтобы продолжать ходить
своей собственной дорожкой.
Воспитание детей, к сожалению, носит на себе те же следы. Человек весьма
медленно и инертно двигается вперед в этой области, чтобы усвоить все лучшее и
применимое к жизни.
Мы отошли в сторону, так как рассматриваем такое проявление любви (см.
главу V), которое относится к этике вообще. Но уже и на этой почве создается
преграда для социально вредных извращений естественного полового стремления.
Половая этика не должна создаваться под угрозою религиозных кар и из-за
перспективы райских наслаждений. Отсылаю к главам X, XI, XII и XIII. Половая
жизнь качественно улучшится, если, минуя мистическую и религиозно-догматическую
этику, почувствует под собою этику общечеловеческую, считающуюся с нормальными
требованиями человека и счастьем его потомства.
Брак для нас должен представляться в качестве нормального удовлетворения
иолового стремления, но и вместе с тем этической специальной школы жизни. ие
распадаясь на отдельные только проявления. Половая связь между супругами
укрепляется на почве разделения труда, равноправия и совместной социальной
деятельности. Их работа для обеспечения своего счастья заставит их относиться с
уважением к счастью других. Исчезнет ненормальность и фальшь в супружеских
взаимоотношениях, свободных от воздействия догмата религии и вмешательства
священника. И даже смерть покажется естественным результатом использованного и
удовлетворенного жизненного существования.
Есть немало ограниченных субъектов, не считающихся с возможностью
осуществления такого идеала, который действительно окажется недостижимым для
людей испорченных, неинтеллигентных, погрязших в наслаждениях. Но такой идеал
осуществлен уже лучшими человеческими созданиями. Необходимо поэтому в таком
духе и воспитывать детей (см. гл. XVII) и улучшать их путем подбора:
"Аллах не должен больше творить, ибо мы создаем его мир!"
В моей брошюре "Половая этика" я ближе высказался по этому вопросу. Эта
брошюра вместе с настоящею книгою, подверглась нападению со стороны д-ра Ф. В.
Ферстера (Sexualethik und Sexualpadagogik, eine Auseinandersetzung mit dee
Modernen, Kempten. Kosel 1907). Я мог бы удовлетвориться ответом Ферстеру со
стороны Юлиана Маркуса (Die sexuelle Frage und das Christentum, 1908). Ho здесь
уместно сказать несколько слов.
Ферстер, который был раньше дарвинистом и монистом, испытал некоторую
эволюцию вправо, сделавшую его "почти католиком". Вся его этика сделалась
изобличающе теоретически-дуалистической и практически мистическо-аскетической.
Примеры: "Природа демонична и должна быть управляема сверхъестественными
силами"... Они славят традицию и замалчивают ее исправления на почве науки. "Дух
и плоть противопоставляются друг другу". "Человек бесхарактерен и таковым,
останется, пока он будет смешивать природу и дух" (благодарю покорно!)...
"Религия представляет собою сверхприроду" и т. д.
При этом Ферстер крючок. Он замалчивает всю патологию, почему-либо ему
неудобную. Он говорит в красивых выражениях о добром старом времени, как будто
этому времени не свойственны были в такой же мере половые эксцессы и
бесхарактерность, как и нашей эпохе. Он обвиняет меня в желании забраковать всех
слабых путем естественного подбора и воспитывать совершенно противоположное. Он
|