Navigation bar
  Print document Start Previous page
 235 of 268 
Next page End  

Но чем же и когда начать? Разумеется, не перед самым венчанием, а
исподволь в детстве. Все теории сводятся к тому, что не должно говорить детям
неправду и должно внушить детям доверие к словам родителей и обыкновение, в свою
очередь, говорить одну только правду. Все подробности полового вопроса,
разумеется, не могут быть объяснены ребенку, но если всякий раз считаться с его
возрастом и утвердить его во мнении, что на все вопросы он всегда получает
правдивые ответы, то он, когда это нужно будет, удовлетворится и таким ответом:
"ты еще очень маленький и не поймешь этого; мы тебе объясним, когда будешь
старше".
Каждому ребенку неизбежно придет в голову мысль осведомиться у матери,
если он только с ней откровенен, как появляется на свет ребенок. Ответ на этот
вопрос тем облегчается, что ребенку приходилось видеть это в домашнем обиходе у
животных, насекомых и пр. Должно ли скрывать от ребенка, что появление на свет
человеческого потомства аналогично тому же, что наблюдается и в мире животных? В
этом случае исключены всякие косвенные представления, питающие впоследствии наш
эротизм. Детям в большей степени свойственна наблюдательность, чем это нам
кажется. Одна девочка, которой рассказывали историю о журавлях, сказала как-то
своей матери: "а я очень рада, что у бабушки скоро появится ребеночек". Когда
мать пришла в ужас, ребенок ей объяснил: "у бабушки такой же большой животик,
как у кошки", которая должна была скоро иметь котят. Г-жа Шмидт, которая
ручается за этот инцидентик, присовокупляет, что уже будучи 10-лет от роду
узнала от подруг, что ее вновь родившаяся сестра вовсе не принесена журавлем, а
рождена матерью. Соблазн у нее нисколько не возбудился, благодаря этому
открытию, но она в значительной степени потеряла доверие к родителям.
"Дети удовлетворяются на первых порах объяснением того, откуда появились
их маленькие братики и сестрицы. Но вслед за этим их начинает уже интересовать
сам факт образования существа в утробе матери, и в разъяснители выбирается ими
обыкновенно заслужившее у них доверие лицо. Здесь и выбирается благоприятный
момент, когда представится возможность объяснить наиболее просто непосредственно
совершение полового акта. Г-жа Шмидт приводит условия, при каких ей
представилась необходимость впервые объяснить это своим детям. Ее сын 8-ми лет с
двумя старшими сестричками поспорили относительно птичьего двора, в котором
девочки находили совершенно излишним пребывание петуха, не кладущего яиц.
Мужская гордость мальчика побудила его взять петуха под защиту, причем он
заявил, что он уверен в пользе, приносимой петухом, но не знает, в чем именно
она состоит. Мать, к которой дети поспешили за объяснением, просто сказала им,
что куры могли бы нестись и без петуха, но такие яйца не дают плода, так как
петух должен дать наседке свое семя; если бы не было отца—петуха, то и не
появилось бы деток-цыплят. Это объяснение чрезвычайно польстило гордости
мальчика, и он по-детски логично заключил: "тогда и у нас без папы не было бы
детей?" Получив на это положительный ответ, дети успокоились и вернулись к игре.
Ботаника и зоология также заключают в себе элементы для объяснения, которое,
однако, в таких случаях затрудняется. Г-жа Шмидт полагает, что школа могла бы
взять на себя объяснение воспроизведения людей в такой же форме, как и
размножение растений и животных. Это и было бы наилучшим решением задачи,
разумеется, при наличности достаточного такта у учителя и учительницы. Полезнее
при эгом, если половой вопрос разъясняется детям таким образом, что с мальчиком
говорит отец или воспитатель, а с девочкой — мать или воспитательница. Г-жа
Шмидт вполне основательно приписывает наблюдаемую у родителей в этом случае
щепетильность не твердому какому-либо убеждению, а невозможности более или менее
прилично справиться с объяснением вопроса. Наблюдается также, что мать ни в
каком случае не заговорит о половых сношениях с ребенком неосведомленным, но
позволяет себе довольно двусмысленно трактовать эти тему с теми же детьми, едва
она заметила, что дети нахватались известных понятий со стороны.
К сожалению, этот вопрос занимает лишь ограниченное количество педагогов,
причем воспитание детей большей частью предоставлено таким скверным
посредникам,, как недобросовестные слуги, развращенные товарищи, а также
порнографическая литература и пр. На этой почве создается взаимное недоверие
между родителями и детьми, педагогами и воспитанниками. Если половые извращения
усвоены слишком рано, или преждевременно развилось ненормальное половое
побуждение, то и здесь вредными окажутся ложный стыд, проповеди на почве морали,
строгие взгляды и т. д., — все это должно уступить место искренности и любви.
Если же продолжать способ отвиливания, то в результате получается лишь
отчуждение, ложь и лицемерие, представляющие собою одно лишь зло".
Hosted by uCoz