Такова г-жа Шмидт. В дальнейшем она, подобно нам, настаивает на
необходимости для девочки изучения какой-нибудь профессии, которая обеспечит ей
в тяжелых случаях жизни кусок хлеба и спасет от необходимости избрать первое
подвернувшееся замужество или даже проституцию, в интересах избежания голода и
нужды. Она же присовокупляет, что во взаимоотношениях супругов хозяйская работа
жены и уход ее за детьми должны учитываться наравне с профессиональною
деятельностью мужа вне дома.
В новейшее время наблюдается некоторое освободительное изменение в
мировоззрении, по крайней мере, в теории, и весь мир начинает говорить о
необходимости разъяснения юношеству полового вопроса. Нечего прибавлять, что
считаю необходимым в такой же мере половое просвещение мальчиков, как и девочек.
Положение первых не может быть, конечно, осложнено опасностью неудачного брака
или беременности. Но и соблазны на пути мальчика значительно больше. Раз избрав
скользкий путь, мальчик с трудом сможет снова свернуть на правильную дорогу,
хотя бы и независимо от полового заражения. Я считаю долгом обратиться с
предложением ко всем родителям и воспитателям, аналогичным предложению г-жи
Шмидт, сделанному ею матерям и наставницам. Не упускайте момента и не выжидайте
до тех пор, когда мальчики будут находиться уже под скверным воздействием или же
увлечены любопытством на почве эротизма. Большую роль в деле совращения
мальчиков играют не только испорченные товарищи, но и нередко взрослые женщины,
подверженные эротизму.
Приводимый ниже отрывок из письма одной дамы ко мне весьма знаменателен.
"У меня было пятеро детей, трое мальчиков и две девочки, которым я, по
представившейся необходимости, дала нужные объяснения в половом отношении. По
многим приметам, я однажды заметила, что сын мой переживает переходное время. Он
стал пуглив, замкнут и огорчен недостачей у него особенных талантов и т. д. Мой
муж не обращал внимания, и я вынуждена была взяться за дело. На первых порах это
оказалось нелегко. Я внутренно сознавала, как ошибочен и противоположен наш
метод воспитания, и что приходится теперь плыть против течения. Впечатление,
произведенное на мальчика, было поразительное, он как бы всплыл. Он дал мне
возможность заглянуть в его детскую душу, как в открытую книгу. Тема была
всесторонне исследована, и в конце концов он мне сказал: "Мама, каким счастьем
было бы для человечества, если бы матери преодолели ложный стыд и непринужденно
говорили бы со своими детьми о таких естественных вещах. Ты, мама, не имеешь
представления, как все перевирается и какие омерзительные вещи приходится
слышать от товарищей". И это должно составлять защиту против величайшей
опасности в жизни!? Когда я должна была разрешиться от бремени моим меньшим
ребенком, мне было страшно тягостно охранять эту тайну от моей 14-летней дочери!
Я взяла ее к себе и в соответствующей форме дала ей нужное разъяснение. Вначале
она вся преисполнилась радости. Она почувствовала себя весьма польщенной, что я
считаю ее настолько взрослой и достойной, чтобы говорить с ней о таких серьезных
вещах. Но потом она мне заметила: "Однако, мама, ведь это все так просто и
красиво; почему же нам не говорят об этом до того, как получаем в школе такие
отвратительные разъяснения".
Из всего сказанного и из вашей уважаемой книги явствует, что при помощи
естественного и здорового разъяснения нам дана возможность располагать счастьем
человечества и сделать его еще более счастливым и здоровым. Но большинство
родителей и учителей остаются перед лицом этого вопроса совершенно беспомощными.
Среди них я знала очень много весьма рассудительных людей.
Здесь мы должны принять во внимание несколько существенных педагогических
направляющих указаний.
Интеллект и чувство в человеческом мозгу внутренно соединены, что
обусловливает проявления воли, причем эти последние, в зависимости от их
интенсивности и продолжительности, обратно влияют на функции мозга. Весьма
ошибочно, потому, предполагать возможность непосредственного догматического и
теоретического раздельного воздействия на три проявления человеческой души:
интеллект, чувства и волю. Ошибается школа, если остается при мнении, что
способна воздействовать исключительно на интеллект ребенка, предоставив заботу о
чувствах и воле ребенка родителям. Лишенным всякого смысла является также
стремление оказать давление на чувства, особенно этические, и на совесть,
прибегая к моральным наставлениям и наказаниям. О, эти моральные указания,
обучение нравственности при помощи теории, они являются отбросами
человеческого духа. Как будто представляется возможным внедрить в мозг ребенка
совесть и чувство альтруизма при помощи отвлеченных догматических образов, в то
|