Если приложить такой масштаб к человеческой ценности воспитанника, то она
выразится совершенно иначе, чем при измерении масштабом обыденных школьных
требований. Такой способ оценки дает возможность предсказать с значительно
большей, хотя все же и относительной, достоверностью, что представит собою в
будущем данный человек, причем некоторые пункты Литцовской схемы могли бы быть
несколько видоизменены. Нужно ли сюда присовокупить, что в таких школах не
полагаается экзаменов, так как вся жизнь здесь сплошной экзамен.
Правильный сознательный человеческий подбор представится возможным
основать лишь на фундаменте правильной оценки людей.
На нескольких исторических примерах мы убедимся в том, насколько
несостоятельна оценка людей, производимая нашей обыденной школой. Самуэль
Смайльс в своей "Самопомощи" ("Self-Hеlр"), которую я убедительно рекомендую
всякому прочесть, приводит следующие подробности: художники Пьетро ди-Кортона и
Томас Гвиди получили в юности названия первый из них "Ослиной головы", а
второй "Томаса неуклюжего". Ньютон был одним из худших в своем классе. Жан
Свифт срезался на экзамене в высшей школе в Дублине. На Шеридана смотрели в
школе как на "неисправимого лентяя". О Вальтера Скотте проф. Эдинбургского
университета Дальзел выразился: "Он глуп и глупым и останется". Чаттертон
отправлен был обратно своей матери из школы с аттестацией: "Глупая голова,
которая ничего ровно не обещает в будущем". Поэт Берне и Жорж Стефенсон,
изобретатель локомотива и основатель железнодорожного дела, выделялись в школе
лишь "в качестве атлетов". Наполеон и Веллингтон были довольно "печальными
учениками". Улисс Грант носил в детстве название "useless Grant" (ни к чему не
годный Грант). Джемс Уатт был скверным учеником и т. д. Причину этих фактов
должно искать не только в запоздалом развитии, как поясняет это Смайльс, но,
главным образом, в том отвращении, которое внушает наша школа самостоятельно
мыслящим умам, не желающим перегружаться, когда на них надвигается пустой
балласт бессодержательного хлама, заучиваемого назубок, нередко бессмысленного и
даже полного противоречий.
Начинают понемногу понимать во всех областях, что не может быть никакого
вреда в совместном воспитании обоих полов, а скорее достигаются полезные
результаты как в половом, так и в этическом смысле. Для высших школ это уже
практичести осуществлено, а также и в школах для маленьких детей и
первоначальных училищах, лишь средние учебные заведения обнаруживают еще в этом
смысле стойкую сопротивляемость. Но уже в Голландии, Италии и Винтертуре
(Швейцарии) в гимназиях без всяких вредных результатов введено совместное
обучение, которое обусловливает лишь, наоборот, отличные успехи. Совместное
обучение энергично защищается в последнее время г-жей Майкки Фриберг из
Финляндии, которая ссылается на отличные результаты, достигнутые в этой стране.
Опасаются полового возбуждения. Но это заблуждение, так как благодаря привычке
ежедневно сталкиваться, сидеть рядом и пр. притупляется половое раздражение.
Запретный плод выходит уже из области раздражающего, так как он перестал быть
запретным и может быть рассматриваем весьма близко.
Мы, конечно, не желаем этим сказать, что мальчик и девочка в интернатах
должны пользоваться общими спальнями или мыться совместно. Мы еще не достигли
такой чистоты нравов, как у индианки, упомянутой нами в главе VI и полагавшей,
что неблагопристойно являться в платье перед чужими, в то время как она
обыкновенно ходит голой. Но мы касаемся здесь не интернатов, а совместного
воспитания обоих полов в общественных школах.
При упоминании о воспитании по настоящее время приводят ту мысль, что
существует отличие природы и призвания женщины от природы и призвания мужчины,
и, стало-быть, поэтому в основу должно быть положено и другое воспитание. Но
здесь мы возразим, что предметы, которыми мы располагаем, объекты знания
человека и его функции, вообще все предметы, подлежащие нашему умственному
восприятию, одни и те же. Если нельзя говорить о католической и протестантской
химии, католических и протестантских растениях, животных, горах и озерах, то
таким же образом не может быть и речи и о предметах "для девочек" и предметах
"для мальчиков". Может измениться лишь система усвоения, понимания или
использования их человеком. Поэтому представляется возможным говорить в таком
смысле о католическом или французском искусстве, о протестантской литературе и
пр. Языки так же заучиваются, причем француз, родившийся в Германии, усвоит
немецкую литературу, а немец, родившийся в Париже, французскую. Поэтому
материал для изучения можно считать общим для обоих полов, и должно
рассматривать, как несправедливую и непроизводительную растрату энергии,
|