организацию более плохого издания этого материала для женщины и плохого ей
преподавания.
Каждый предмет изучения должен преподаваться с наибольшей полнотою и как
можно лучше, независимо от пола, который его будет воспринимать, и независимо от
самого предмета, из которых некоторые считаются специально женскими, как
например, шитье, варка, хозяйство и т. д. Каждый пол, в зависимости от своих
специфических способностей и своего гения, должен усваивать, перерабатывать и,
по возможности, применять в жизни весь материал. При этом, определенный минимум
преподавания будет обязательным для всех; другая же часть преподавания, имеющая
отношение непосредственно к индивидуальному развитию, будет считаться
факультативной (в зависимости от способностей и желания). Далее, в той части
совместного преподавания, которая носит обязательный характер, можно некоторые
детали знания вменить в обязанность одному полу, сделав их факультативными для
другого (как шитье и геометрия) Но, говоря вообще, факультативным будет
считаться все то, что выходит из границ обязательного обучения, и всякому
представится возможность по своему усмотрению выбирать себе свое занятие, как
это и практикуется в настоящее время в высших учебных заведениях. При таких
условиях каждый человек, независимо от своего пола, будет, как в свободной
природе, определять свои пути и в зависимости от своих природных способностей
воспринимать и преобразовывать объекты знания.
Г-жа профессор Фукс, урожд. фон-Вольфринг, основательно знакомая с
Россией, сообщает мне: "В России (и в русской Польше), где женские средние
учебные заведения около четырех десятков лет находятся почти на таком же уровне,
что и мужские гимназии, замечаются два фактора, резко расходящиеся с положением
вещей в Западной Европе. Прежде всего, благодаря дешевой и хорошей школе,
женщины средних классов здесь серьезнее смотрят на жизнь и обнаруживают больше
тяготения к социальной и научной деятельности и больше собственной инициативы,
чем современная западно-европейская женщина, иногда же даже чем и их
соплеменники-мужчины. Кроме того, что наиболее достойно удивления, так это тот
факт, что здесь мужчинам совершенно чуждо пренебрежение, которое оказывают на
западе женщине. Гимназист признает в лице гимназистки равного себе товарища
(иногда даже считает ее выше себя), между тем как в Западной Европе воспитанник
первого класса 10-ти лет с достоинством ощущает свое превосходство над девочкой,
которая будет учиться меньше его и, стало-быть, меньше его знать. Усвоив такой
взгляд уже на школьной скамье, мужчина в Зап. Европе не может освободиться от
него уже всю свою жизнь. В России профессора единогласно уже больше 30-ти лет
тому назад настаивали перед правительством на необходимости предоставления
женщинам высшего образования, освободив последних от длинного пути петиций. А
между тем в Германии и Австрии желавшая продолжать свое образование женщина
должна была постепенно и упорно отвоевывать каждый университет, каждый
факультет, чуть ли не каждого профессора, точно неприятельскую позицию. В России
не могли себе представить, на каких основаниях девушка, готовившая в среднем
учебном заведении почти те же уроки, вдруг оказывалась неспособной продолжать и
дальше усваивать науки в стенах высшей школы. Мы смотрим на стремления женщин
Зап. Европы, принимающих все меры к насаждению высших школ для женщин, но не
заботящихся о повсеместных дешевых средних школах для девочек, как в России, как
на усилия людей, приступивших к постройке дома с возведения крыши. В России
обучение девочек в женских гимназиях стоит от 30 до 40 рублей ежегодно".
Мне остается приветствовать эти замечания проф. Фукс и целиком к ним
присоединиться. Мы можем чему-нибудь научиться и у России. Нашим гимназиям и
вообще средним школам необходима полная реформа. Я уверен в том, что совместное
обучение мальчиков и девочек составляет основной базис такой реформы, причем оно
должно быть доступнее в смысле платы и рациональнее, чем в русских женских
гимназиях.
В области половой педагогики мы сталкиваемся с одним, к сожалению,
превратно усвоенным, но очень важным понятием относительно прирожденного
полового извращения. С очень печальными последствиями сопряжено обычное мнение,
будто каждая половая ненормальность представляет собою усвоенный порок,
заслуживающий чрезвычайного порицания и вызывающий нравственное негодование.
Молодежь на таких основаниях усваивает ложные взгляды, а родители и воспитатели,
благодаря этому, вводятся нередко в заблуждение. Мы говорили уже в главе VIII о
безобразных проявлениях половой патологии, которые должны быть хорошо известны
родителям и руководителям. Но это еще не все. Явления извращения относятся уже к
далекому детству, и должно пройти очень много времени до тех пор, пока ребенок,
|