внимание. На этом и основана яркая окраска бабочек и птиц, пение, желание
показать свое искусство и силу. Притязания иногда сопровождаются звуками мольбы,
если нет основания расчитывать на легкий успех. Мы видим, что дикари-мужчины в
большей степени украшают себя и татуируют, чем их женщины (см. главу VI).
Шаблонные приемы ухаживания не будут занимать здесь места, ибо они играют более
видную роль во всех литературных произведениях всех оттенков, мы считаем
лишним их касаться. Но при высшей культуре мужчина, в свою очередь, становится
объектом ухаживания со стороны женщины, которая в этом отношении успела уже
определить мужчину известными искусственными приемами. Необходимо считаться с
тем психологически важным фактом, что, в связи с утончающейся духовной
сложностью, человечество и в этом случае успело изобрести новые способы
пленения. Изящная молодая дамочка, конечно, не удовлетворится уже безыскусными и
угловатыми приемами ухаживания наивного молодого человека, так как атмосфера
салона перевоспитала ее, а соответственная беллетристика дала ее мыслям иное
направление. Пожилые повесы и дон-жуаны, ознакомившиеся на практике с
психологией современной женщины, ей значительно приятнее, благодаря своему опыту
и искусству.
Нормальное половое чувство мужчины находит себе отражение, в связи с
предыдущим, в инстинкте размножения. Мужчина, без всякого сомнения, старался бы,
быть может и бессознательно, иметь половые сношения с наибольшим количеством
женщин, производя на свет божий наибольшее количество детей, если бы это только
не сопряжено было для него с какими-либо препятствиями и последствиями.
Доступность удовлетворения этого инстинкта питает его мужское достоинство в
чрезвычайной степени, ибо оно дает ему возможность думать о широком размножении
его "я", о мощи и правах своих по отношению к женщинам и детям. Поэтому богатые
люди у народов, живущих в полигамии, стремятся иметь в своем распоряжении
возможно большее количество женщин.
Совершение полового акта, не преследующее никаких целей, как мы это видим
в проституции, питает лишь одно libido, в самом недостойном его проявлении,
причем не может быть места для удовлетворения всех высших проявлений полового
влечения. Мы знаем воздействие счастливого брака, которому основанием послужила
любовь, а не какие-либо практические соображения. Такой брак действует
перерождающе на молодого человека, извлекает его из когтей пессимизма и из
женоненавистника превращает в поклонника женщин. Это соображение часто вызывает
улыбку на устах так называемых "трезвых" или "отрезвившихся" людей, которые,
укоризненно покачивая головой, склонны приписать такое перерождение лишь
мгновенному опьяняющему влиянию любви. Это, правда, и может иметь место, но не в
том случае, если мы имеем дело с любовью, не лишенной благородства,
одухотворенной взаимным пониманием и почитанием. Время, наоборот, действует
укрепляюще на такую любовь, и медовый месяц серебряной свадьбы, по своему
внутреннему содержанию и сопровождающему его сознанию счастья, гораздо
интереснее, чем первый медовый месяц вслед за действительной свадьбой. Отсюда
следует, что возможным представляется оптимизм, как следствие полового общения в
браке, покоящийся на истинной любви и на естественном исполнении жизненной цели.
Сюда, в качестве составного элемента, неизбежно должна входить и совместная
трудовая деятельность обоих супругов, о чем никогда не устану говорить. Эта
совместная деятельность может иметь место в одинаковых областях (два художника,
врач и женщина-врач, крестьянин и крестьянка); это очень красиво. Но области
могут быть и совершенно различны, так как каждый выбирает свою специальность по
своему усмотрению. И, во всяком случае, останется еще достаточно общих пунктов
соприкосновения. Но ни в каком виде рабское подчинение с одной стороны, и
владычество с другой.
Худшим проявлением, доставшимся нам наследственно от наших предков и
глубоко в нас укоренившимся, или, правильнее выражаясь, контрастной реакцией,
следует считать ревность. Известная немецкая пословица гласит, нисколько не
преувеличивая: "Eifersucht ist eine Leidenschaft, die mit Eifer sucht, was
Leidenschafft" (игра слов, непередаваемая на русском языке. Значение пословицы:
ревность это страсть, которая ищет ревностно всего, что доставляет страдания).
Ревность представляет собою животное наследие, наследие варварства, и это мне
желательно было бы поставить на вид всем тем героям, которые берут под свою
защиту ревность, прикрываясь щитом "поруганной чести" и возводя ее на пьедестал.
Пусть женщина имеет в десять раз больше шансов получить себе мужа неверного, чем
страдающего ревностью. Ревность с филогенетической точки зрения, основываясь на
борьбе за обладание женщиной, черпает свое происхождение в тех временах, когда
|