среде этих женщин, как это ни невероятно, можно встретить много весьма
талантливых и одаренных свыше. Их поступки принято объяснять недостатком
нравственного чувства. Но это не всегда обосновано. Есть не мало таких женщин,
которые в других случаях жизни сохраняют верность долгу, отличаются
самоотверженностью, энергией, даже героизмом. Однако, и эти женщины поддаются
влиянию мужчины и даже не в состоянии себе объяснить, какими способами можно
было бы оказать противодействие. Они ничего не видят предосудительного в том,
чтобы отдаться любимому мужчине душою и телом, причем для этого они не всегда
ждут длительного общения, продолжительного ознакомления, а вслед за первым
поцелуем предоставляют себя, целиком в распоряжение влюбленного. Они не уясняют
себе разницы, не в состоянии разбираться в пределах. И женщины добродетельные
считают долгом еще больше презирать именно таких чистосердечных и любящих; что
же касается мужчин, то последние, вдоволь надругавшись над своими жертвами, тут
же с легким сердцем лягают их своим ослиным копытом.
Такие случаи повторяются значительно чаще, чем принято думать, и дают
правильное, хотя и одностороннее, представление об общем явлении любовной
страсти у женщины. Серьезным женщинам, с идейным направлением и рассудительным,
свойственна, разумеется, иная и, во всяком случае, более разумная любовь. Но
указанные особенности все же присущи женщине при обнаружении ею страстной
влюбленности, причем эти особенности могут оставаться скрытыми и
замаскированными.
Смелость и подвиги в духе средневекового рыцарства не служат единственными
средствами для покорения женского сердца. Значительную роль могут играть и такие
внешние достоинства, как красота, красивая фигура, хотя последние данные не
занимают такого места у женщины, какое аналогично они. в смысле внешности,
занимают у мужчины, в его любви к женщине. На страсть женщины легко влияют также
и духовные преимущества, как ум, нравственные подвиги. Более значительное
влияние на женщину оказывает внешний успех мужчин, как артистов, певцов,
писателей, офицеров, причем на первом плане стоит всегда "знаменитость".
Физическая сила и вообще внешние достоинства действуют, главным образом, на
женщин некультурных или недалеких. Мистический элемент в этом смысле тоже
занимает не последнее место. Таким образом, имеет место увлечение
проповедниками, духовными, а также религиозными фантазерами, не исключая и
лицемеров.
Чистая любовь целомудренной молодой девушки, в сравнении с распутной
жизнью подавляющего большинства молодежи мужского пола цинично-
порнографического, нами уже описанного образца, представляет собою весьма
прискорбную противоположность. Гюи-де-Мопассану в его романе "Une vie" удалось
дать в высшей степени правдивое и потрясающее подтверждение вышесказанного. Я
сам неоднократно наталкивался на такие случаи, когда, благодаря совершенному
незнакомству девушки с половыми отношениями и в то же время грубой и развратной
чувственности молодого мужа, не только пресекалась любовь ее в самом разгаре,
сменившись глубоким отвращением, но и обусловливала чуть ли не умопомешательство
молодой женщины. Нельзя считать особенно редкими такие психозы, которые являются
прямым следствием потрясения от разочарования, постигшего молодую в брачную
ночь. Иногда, однако, суровая действительность готовит такие сюрпризы, как
цинизм мужа, имеющего отвратительный взгляд на половые отношения и вообще на
любовь, причем такое открытие действует на молодую женщину, может быть, еще
тяжелее, чем внезапное прояснение, обусловленное реальностью полового общения,
которая должна была заменить ее духовную и чистую страсть. Душа женщины вся
изнывает тогда под влиянием борьбы с погибшими иллюзиями и разбитыми мечтами. Но
за дурными привычками мужа и его необдуманными выходками может скрываться
действительная любовь, которая в конце-концов победит сердце жены и установит
соответствующее равновесие. Однако, этот цинизм и привычка к грязи могли пустить
такие глубокие корни, что никакое воздействие не окажется уже достигающим цели,
и тогда наступает конец любви женщины, которая отныне будет лишь терпящей,
поскольку это возможно, стороной. При достаточно невысокой организации у
женщины, она быстро подпадает под влияние мужа, который ее, таким образом,
низводит до себя. Может, разумеется, случиться и так, что все обрывается, и
разрыв становится неизбежным. Последовательные разочарования молодой девушки,
столь же мало опытной, сколько и сентиментальной, получившей в мужья развратного
эгоиста, получили яркое и правдивое изображение в вышеприведенном романе
Мопассана. Здесь встает перед нами страница жизни, загубленной после длинной
цепи невыносимых мучений. Романам Мопассана в чрезвычайной степени свойственно
|