сочетание правды жизни с тончайшей психологией. Они могут быть рекомендованы в
виде иллюстрации к настоящей главе, т. е. к истории сексуальной жизни и любви.
У женщины имеется потребность не столько обнаруживать подчиненность,
сколько чувствовать постоянное превосходство над собою своего возлюбленного, и
это обстоятельство обусловливает целый ряд исключительных отражений любви в
духовном мире женщины. Полное счастье женщины немыслимо без возможности уважать
мужа, даже благоговеть перед ним, причем он должен представлять собою воплощение
какого-нибудь идеала: для некоторых физической силы, для других ума,
бескорыстия и прочее. Муж неизбежно очутится под башмаком у жены, если нет
налицо вышеуказанных качеств, и, во всяком случая, она скоро станет к нему
равнодушной, безразличной, и он даже станет ей неприятным. Если же его в это
время постигнет какое-нибудь несчастье или болезнь, то жена, под влиянием
сострадания, выйдет из состояния апатии и возьмет на себя роль добросовестной
няньки. Элементов счастья довольно мало в таком браке, где муж под башмаком, ибо
жене не может прийтись по вкусу обнаружившаяся бесхарактерность мужа. Ее
тщеславие и властолюбие будут, быть может, удовлетворены, но она не будет иметь
душевного спокойствия; последствия нередко дают неверность жены в подобного рода
случаях. Не найдя истинной любви в таком браке, женщина, беспринципная, находит
себе вознаграждение в лице какого-нибудь дон-жуана. При сильном характере и
более слабом половом влечении, такая жена быстро усваивает приемы злобной и
воинствующей Ксантиппы, представляя собою раздражительное и грозное существо,
сменившее любовь свою на ненависть и ревность и удовлетворяющееся лишь при
мучении других. Интересна психология таких женщин; в большинстве случаев они
сами не сознают своей злости. Постигшее их разочарование и вызванное им
ожесточение делают то, что весь мир представляется им в черных красках, причем
они во всем видят лишь его отрицательные стороны. Все, что они видят,
заслуживает их порицания и брани, и если их самих постигнет какое-либо
несчастье, то они смакуют его, как бы радуясь тому, что их мрачные предсказания
получили осуществление. Здесь, без сомнения, одним из действительных факторов
является и наследственность, причем различные несчастные совпадения могут лишь в
большей или меньшей степени содействовать.
Вполне естественно, что в супружеской жизни рано ли или поздно
обнаруживаются недостатки тою или иного супруга, неизбежно в том или ином виде
свойственные каждому человеку. Но любовь может вполне процветать, если жена
будет иметь возможность считаться с каким-нибудь хорошим свойством мужа,
возводимым ею в идеал, а муж будет уверен в прочном чувстве преданности и любви
своей жены. При этом и муж и жена должны соответственно делить совместный и
добросовестный труд.
Проявление женской любви всего лучше можно проследить применительно к
рождению детей, и к самим детям. Такую женщину, которая не желает иметь детей,
следует считать противоестественным существом; мужчина же, не считающийся с
естественной потребностью жены в детях, не заслужил ее привязанности. Под
влиянием эгоизма, у мужа могут возникнуть ненормально-ревнивые ощущения на почве
любви жены к детям, хотя может иметь место и большая любовь к детям со стороны
отца, чем со стороны их матери. Однако, такими исключениями общее правило лишь
подтверждается. Любовь обоих родителей к своему потомству представляет собою
наиболее возвышенное и вместе с тем естественное проявление любви. Шероховатости
в отношениях супружеской четы быстро сглаживаются под влиянием любви ее к детям,
а половая любовь облагораживается. Женщина занимает здесь наиболее видное место.
Беременность в последовательном ее развитии несказанно радует женщину. Мгновенно
вслед за перенесенными страшными родовыми болями она с радостью улыбается уже
первому крику вновь появившегося на свет ребенка. Так называемая слепая безумная
любовь матери становится вполне понятной и законной в отношении к новорожденному
дитяти, ибо здесь жизненно-необходимым является тщательный, безпрерывный уход.
Радость, ощущаемая молодой матерью при уходе ее за младенцем, едва ли может быть
с чем-нибудь сравнима по своим размерам в глубине, но и в то же время едва ли
можно найти что-либо безобразнее поручения этого ухода другим, без наличности
какой-либо веской причины. Разумеется, здравый смысл должен быть на первом
плане, и неразумное баловство отнюдь не должно простираться более значительное
время. В воспитании ребенка строго научный элемент является наиболее
существенным, так как только благодаря ему не произойдет рокового вырождения
материнского чувства в слепую любовь со всеми ее последствиями. Можно
приветствовать те огромные успехи, которые успела в этом смысле сделать
современная наука. Однако, свойственные многим женщинам эгоизм, безразличие,
|