Navigation bar
  Print document Start Previous page
 82 of 268 
Next page End  

представляет ,собою общую организацию, независимо от того, основана ли она на
моногамии, полигамии или полиандрии. В то время как женщина берет на себя
непосредственные заботы о семье, мужчина является их защитником. Здесь, может
быть, у мужа и не имеет места забота о благополучии его семьи, так как его всего
больше интересует удовлетворение его половой потребности и оберегание своей
гордости, но польза, приносимая им семье, проявляется еще и в другом виде, а
именно: он строит тот или иной вид жилища, старается добыть пищу (охота и
проч.), оказывает противодействие врагам и т. д.
Судя по сохранившимся народным преданиям, брак когда-то не был свойственен
людям, причем у них господствовала общность мужей и жен, установление же брака
приписывалось королевской или божественной власти. Хотя это предположение
находит себе поддержку и в лице некоторых современных авторов, но оно совершенно
необосновано и целиком опровергнуто Вестермарком, который в этом случае
располагает колоссальным фактическим материалом.
Законом, общим для всех дикарей, является обязанность мужа, состоящая в
необходимости кормить семью. Это последнее находит себе подтверждение и в том
факте, что при полигамии муж может иметь в своем распоряжении не больше такого
количества жен, которое он в состоянии содержать. В интересах обнаружения своей
способности их кормить, мужчина должен совершить известные подвиги и
подвергнуться определенным испытаниям. Доставление пропитания семье, носящее
характер обязанности, остается иногда на мужчине и после того, как расторгнут
был брак, причем эта обязанность может перейти и на наследников. как мы это
видим в сех случаях, когда брат должен взять себе в жены вдову умершего брата.
Содержание семьи, вкоренившееся в виде обязанности, очевидно наследственно
перешло от тех млекопитающих, у которых брачный союз продолжается дольше, чем
удовлетворение полового влечения. Эта обязанность филогенетически свойственна
нашей природе, и мы убедимся из дальнейшего в том, что и в настоящее время мы не
можем манкировать ею безнаказанно (см. главу XII).
В чем сущность брака? Вестермак таким образом широко определяет это
понятие:
Союз между мужчинами и женщинами, длящийся больший или меньший период, но,
во всяком случае, дольше акта зачатия и, в меньшей мере, до после появления на
свет ребенка. В связи с этим, брак может быть моногамным, полигамным,
полиандрическим и групповым, в отдельных случаях ограничиваясь определенным
сроком. Следует считать поэтому правильным брак, основанный на моногамии, у птиц
и высших обезьян.
Брак у тех животных, которым свойственен известный период течки, не
основывается уже на одном только половом инстинкте, как на эгоистическом
эротизме, ибо в таком случае он прекратился бы вместе с прекращением течки.
Отсюда можно заключить, что, в зависимости от естественного подбора и мнемы,
должны были из полового инстинкта развиться общественные или альтруистические
инстинкты, — в интересах сохранения вида и выражаясь в охранении потомства. Эти
инстинкты представляют собою средство (не единственное) для сохранения вида.
Семья, таким образом, являет собою основу брака. У многих народов брак по этому
тогда только и считается осуществившимся, когда имеется налицо уже, по крайней
мере, один ребенок. Когда брак базируется на праве покупки жены, оговаривается
возвращение женою полученной за нее суммы в том случае, когда не явилось
ребенка. У некоторых же дикарей брачное торжество совершается лишь после
появления на свет первого ребенка. Половые сношения отличаются полною свободой
на Борнео и в Бирме, но уже наступившая беременность равносильна брачному
обязательству.
У человека нет специального периода течки, и брак имеет в этом смысле свое
специальное значение, между тем как у животных, в интересах целесообразного
приспособления, течка появляется с таким расчетом, чтобы потомство рождалось в
самое богатое пищей время года. Но у человека половое возбуждение постоянно.
3. Древность установления брака
То обстоятельство, что высшим обезьянам свойственно рождение одного
беспомощного детеныша, с длящимся периодом детства, и положило основание браку.
По Каутскому, дети первобытных людей принадлежали всему племени. Но этот взгляд
ошибочен, и можно скорее предположить, что семья или собрание нескольких семей
положили основу социальному сообществу. Семья у первобытного человека занимала
наиболее важное место, составляя как мы ядро общества. Человекообразные обезьяны
отделяли уже из себя семью, но племени у них еще нет. Питекантропос и ему
Hosted by uCoz