подобные существа подчинялись, вероятно, этой же последовательности. Можно
убедиться в том, что наиболее грубые дикари, недалеко ушедшие от плотоядных
млекопитающих, стремятся жить изолированными семьями, а не племенами. Сюда
относятся, между прочим, лесные ведды с о. Цейлона, племена Огненной Земли и
западной Австралии, бушмены, эскимосы и дикие бразильские индийцы. Им при таких
условиях легче находить пропитание. Пещерные люди, без сомнения, исходили из тех
же соображений. Таким образом, можно предположить, что первобытные люди вели
охотничью и семейную жизнь. Стадная жизнь мало-по-малу обусловливалась все
развивающеюся изобретательностью, благодаря которой источники добывания пищи
(капкан, земледелие) сделались более разнообразными и обильными. Таким образом,
у человека социальная жизнь шла вслед за культурой, и нужно считать ошибочным
мнение Леббока, который допускает существование племен еще до первых зачатков
культуры. На основании строго проверенных доказательств, Вестермарк таким
образом резюмирует этот вопрос:
1. Не было такого периода, когда семейная жизнь заменялась бы жизнью
племени.
2. Брак унаследован нами от предков, которые подобны были нынешним
человекообразным обезьянам.
3. Хотя отец не в такой степени и не столь продолжительно был связан с
детьми, как мать, но он всегда брал на себя защиту семьи.
4. Критика теории промискуитета.
Некоторые социологи, и в том числе Леббок, Бахофен, Мак Леннан, Бастиан,
Жиро Телон, Вилькенс и другие, были того мнения, что в первобытном состоянии
человечества ему свойственен был промискуитет (беспорядочное смешение полов).
Это мнение следует считать весьма ошибочным, особенно, если, по Вестермарку, под
браком разуметь также и временный брак, полигамию и полиандрию, ибо
разнообразные беспорядочные половые общения, упоминаемые вышеприведенными
авторами, даже у наиболее распущенных туземцев Таити, сводятся к таким формам.
Файзон, благодаря своей догматической теории применительно к южно-австралийцам,
усложнил дело, причем он допускает наличность промискуитета у этого племени,
хотя вместе с тем констатирует, что промискуитет в настоящее время у них уже не
наблюдается. По Керру, более основательно изучившему эти племена, им свойственна
моногамия. Выводы Бастиана, Вилькенса и др., касающиеся племен с Огненной Земли
и других, отличаются такою же неправильностью. Общность жен вовсе не свойственна
ни одному негритянскому племени Африки, мужчины же здесь, наоборот, отличаются
ревностью. И вообще такого рода явление скорее имеет место не у первобытных
племен, а у таких, которых так или иначе коснулась культура. Таким образом, не
имеют никакого представления о чести и ревности мужчины буддийских бутиев. В
моногамии живут дикие ведды. Их поговорка гласит: только смерть в состоянии
отлучить жену от мужа.
Мы знаем лишь единственный и наиболее действительный вид промискуитета,
под которым мы должны понимать проституцию культурных народов, часто насаждаемую
ими, в интересах удовлетворения своего сладострастия, и в среде диких
народностей. Из этих народностей многим свойственна безусловная моногамия,
причем не только соблазнитель у них, но и внебрачное потомство вместе с матерями
караются смертью. Нет возможности, однако, дать месту общему правилу, так как и
некоторым народностям свойственна половая распущенность до брака, другим же
после него.
Но общим фактом безусловно следует считать то обстоятельство, что своею
развращенностью дикие народности обязаны преимущественно культурным народам,
самые испорченные представители которых устремляются в дикие страны и здесь
прививают туземцам пороки и развращенность. Дикари усваивают основы грубейшей
проституции лишь благодаря тому, что белые колонисты присваивают себе их жен.
Ввоз спиртных напитков, деятельно способствующих насаждению разврата и
расшатыванию нравственных основ, принадлежит также инициативе белых. У некоторых
арабских племен практикуется такой вид проституции, эксплоатирующей европейские
нравы, в силу которого их молодые девушки в европейских домах терпимости
накопляют себе достаточно приличные средства, чтобы вернуться снова домой и
здесь выйти замуж за соплеменника. Это можно наблюдать еще у некоторых других
народов.
Замечательно, как на это указывает и Вестермарк, что количество внебрачных
рождений и успехи проституции шли рука об руку с успехами цивилизации. При этом
город сравнительно с деревней идет значительно дальше в этом смысле. Основываясь
|