родственниками, главным образом, в недостатке женщин в семьях, жизнь которых
носит замкнутый и уединенный характер. Его можно наблюдать, равно как и содомию,
у пастухов в изолированных альпийских местностях, а также у психопатологически
выродившихся людей, но в данном случае оно должно быть рассматриваемо как
результат психопатологических стремлений и представлений.
Спаривание между близкими родственниками у таких животных, которые живут в
одиночку и семьи которых быстро расчленяются (кошки), происходит очень часто.
Каков же взгляд на это в общем со стороны естественно-исторической науки?
Однородность вида производителей, как мы в этом убедились, является необходимым
условием производства хорошего потомства, это подтверждается ничтожной
жизнеспособностью и совершенным бесплодием таких помесей, которые обязаны своим
происхождением скрещиванию отдаленных рас или подвидов. Но и продолжительное
скрещивание между родственниками имеет также свои неблагоприятные последствия.
При родственном скрещивании, продолжающемся целый ряд поколений, число
мертворождений может возрасти до 25%, между тем как обычно оно не превышает 8%.
Вредные последствия родственного скрещивания можно приписать также накоплению в
потомстве патологических недостатков. Но Вестермарк признает, что чрезвычайно
трудно проследить действительный вред скрещивания между родственниками у
человека (кровосмешение). Это и понятно, ибо родственное скрещивание у животных,
вред которого мы доказали, продолжается целый ряд поколений и имеет место между
родителями, детьми, братьями и сестрами, у людей же этого не может быть. Можно
целый ряд годов размножать как животных, так и растения с помощью
самооплодотворения, причем никаких вредных результатов не последует.
Кровосмешение в наиболее резкой форме свойственно было персам и египтянам, на
которых, это, однако, почти не отражалось. По отзывам скотоводов, достаточно
одной только капли неродственной крови, чтобы устранить вредные последствия
кровосмешения, у людей же таких капель всегда найдется достаточно, при каком
угодно сильном кровосмешении. Птоломеи всегда брали в жены сестер, племянниц или
двоюродных сестер, но это нисколько не отражалось ни на их долговечности, ни
плодовитости. Родственное скрещивание свойственно цейлонским веддам и в довольно
значительной степени, причем они не выделяют из своей среды большого количества
душевно-больных, но отличаются малорослостью, слабой плодовитостью и
наклонностью к вымиранию.
Возможность браков между двоюродными очень усердно обсуждалась в Европе,
причем принимались все меры, чтобы доказать их вредную сторону. Но если
отнестись к этому вопросу без предубеждения, то можно видеть, что лишь
продолжительное родственное скрещивание дает отрицательные результаты, так как
происходит скопление различных патологических пороков, свойственных данной
фамилии, как душевные болезни, болезнь крови и т. д. Однако, такие же
последствия обнаружит и брак между душевно-больными, сифилитиками и проч., хотя
бы они принадлежали к семьям, ничего общего друг с другом не имеющим. Здесь,
таким образом, не родственное скрещивание, обыкновенно редко встречающееся у
людей, служит источником зла, а лишь продолжающееся размножение патологических
зародышей. Статистика применительно к душевным болезням и показала, что браки
между двоюродными ни в каком случае не обусловливают увеличения рождения
душевно-больных.
Вестермарк все же, очевидно, считаясь с господствующим мнением, допускает
в определенных размерах наличность инстинктивного отвращения к браку между
близкими родственниками. Можно было бы присоединиться к его мнению, если бы
нашему обществу действительно свойственно было такое родственное скрещивание,
какое наблюдается у некоторых животных. Ибо упорное и долго длящееся родственное
скрещивание и дает вредные для вида результаты. Но у нас, наоборот, есть
основание утверждать что встречающиеся браки между родственниками являются
исключением, и в этом смысле, не представляя никакой ровно опасности, должны
быть рассматриваемы лишь как пережиток предрассудка. Должно скорее принимать
меры против рождения детей субъектами патологическими и против бластофтории.
Следует считаться с тем, что действительные формы кровосмешения, в виде полового
общения между родителями и детьми или братом и сестрой, имеет место лишь у
выродившихся психопатов. Происходит, таким образом, смешение причины (душевной
анормальности) со следствием.
Вестермарком же указывается еще один пример, могущий считаться типичным.
Жители общины Батс (3300 душ) заключают браки только между собою уже бесконечное
количество лет. А между тем у них не замечается никаких симптомов вырождения или
ухудшения их здоровья.
|