Мы видели уже инстинктивно привлекательное действие противоположностей в
любви, и обратное влияние слишком большого сходства. По словам Бернардена де
Сен-Пьер, "любовь есть продукт противоположностей, обилие которых усиливает ее".
По Шопенгауэру же: "один пол имеет обыкновение требовать от другого такого
одностороннего свойства, которое противоположно его собственным свойствам; таким
образом, мужчина наиболее мужественный будет, в свою очередь, искать себе
наиболее женственную женщину, в то время как слабый и малорослый ищет
соединиться с пышноразвитой и представительной женщиной; курносые питают
слабость к длинноносым; высокие и худощавые прельщаются крепкосложенною
женщиной,и все эти обстоятельства обусловливают наибольшую плодовитость". Если
считаться с наличностью такого рода инстинкта, то родственное скрещивание будет
исчезать само собою, так как каждому полу свойственно инстинктивное стремление к
противоположностям, ослабляемым родственным скрещиванием.
11. Чувство и расчет в половом подборе.
Половая любовь возбуждается под влиянием молодости, красоты, здоровья,
наряда и флирта. Однако здесь играют роль еще и второстепенные чувства, как,
например, поклонение, радость обладания, уважение, сострадание,
самоудовлетворение и пр. Достаточно важным, но, разумеется, не необходимым
условием в половой связи является привязанность. Любовь к детям на низших
ступенях человеческого развития, как это обнаружено, более интенсивна, чем сама
половая любовь. Можно даже констатировать совершенное отсутствие любви между
мужчиной и женщиной у некоторых диких народов, причем здесь имеет место лишь
взаимный договор, имеющий конечною целью получение потомства рядом с
удовлетворением животного полового стремления. Но одновременно у этих же народов
наблюдается исключительная нежность родителей по отношению к потомству. В то
время как мужу предоставляется наказывать жену, последней физическое наказание
ребенка вменяется в преступление. Индейцы Сев. Америки, например, не имеют
никакого представления о любви к женщине, в то время как другим народам,
наоборот, свойственна самоотверженная и нежная любовь, обусловливающая нередко
самоубийство мужа, тоскующего после смерти любимой жены (туареги, ниам-ниам,
обитатели Новой Каледонии и Тонга). Время и долгое супружеское единение
действуют укрепляюще на любовь, которая находит также пищу в общей привязанности
к потомству.
Культура содействовала усилению взаимной привязанности между супругами
точно так же, как благоприятствовала и возникновению альтруизма. Деликатность и
тонкость любви, практикуемая современными нам высококультурными народами,
совершенно неизвестны были не только большинству диких первобытных народов, но
даже и многим древним культурным нациям. Наказывание жены в Китае представляет
собою одно из условий хорошего тона, и только бедняку приходится деликатничать
со своею женою, из опасения, что ему придется тратиться на приобретение другой.
В представлении араба любовь вполне отожествляется с половым влечением, и греки
недалеко ушли от такого же воззрения. Благодаря влиянию культуры, в
цивилизованной Европе все больше достигается уравнение прав женщины, причем
естественно видоизменяются и отношения мужа к жене, на которую он смотрит уже не
как на рабыню, а как на спутницу жизни. Симпатия создается и зиждется на общих
интересах и воззрениях, чувствах, культуре, содействующих укреплению
привязанности. Одновременно происходит возникновение и противодействие, так как
противоположности обусловливаются любовью, но здесь исключается такого рода
противоположность, которая не уживается с чувством симпатии. Привязанность не
может быть очень сильной при слишком заметной разнице в возрасте, ибо интересы и
стремления неизбежно в этом случае не будут совпадать. Любовь находит себе пищу
также в одинаковом уровне образования и социального положения. Почти всегда
можно проследить лишь чувственный характер любви человека высшего круга к
девушке, например, крестьянского происхождения или же, наоборот, человека из
народа к даме более или менее высокопоставленной. Браки с представителями иной
расы или религии также в большинстве случаев избегаются.
Нет основания, как это раньше принято было думать, видеть безусловные
противоположности эндогамии и экзогамии. У народов, живущих в экзогамии, всегда
имеется определенный предел, дальше которого идти нельзя, ибо брак с другою
расою встречает и у них нередко запрет. Инстинкт этнической обособленности в
таких размерах свойственен, например, арабам, что бедуинка, с легким сердцем
отдающаяся за вознаграждение турку или европейцу, считала бы для себя сочетание
законным браком с тем или другим позором на всю жизнь. В среде одного и того
|