менструальный период, а также во время беременности и кормления, считается в
представлении многих дикарей нечистой, находящейся в распоряжении злых демонов.
Такие причины, в сочетании с тем обстоятельством, что на женщину у многих
дикарей взваливается вся черная работа, старят быстро женщину и обусловливают
полигамию. Трудно себе даже представить, как быстро стареют женщины у дикарей.
Возраст в расцвете их сил продолжается приблизительно от 13 до 20 лет со дня
рождения. На 25-м году жизни женщина дикаря уже старуха, бесплодна и
действительно в дальнейшем по внешнему виду напоминает собою ведьму. Здесь
влияние рано начавшейся половой жизни усугубляется последствиями непосильного
труда и чрезвычайно продолжительного кормления.
Полигамия обусловливается также стремлением мужчины к разнообразию. У
негров Анголы господствует обычай взаимного обмена женами, причем они заявляют,
что нет возможности постоянно пользоваться одним и тем же блюдом. Сюда же
относится и стремление иметь побольше детей, быть богатым и окруженным почетом.
Бесплодие женщин также является в том же смысле одним из обусловливающих
полигамию мотивов. Есть народы, у которых полигамия только и разрешаются при
бесплодии жены, или же если она рождает одних только девочек, что грозит
прекращению мужской линии.
Дикарки, например, индианки, отличаются вообще меншей плодовитостью, чем
женщины цивилизованных стран, что можно объяснить, главным образом, их
воздержанием за период долгого кормления в течение 3-х или 4-х лет. Это
усугубляется еще и чрезвычайною детскою смертностью. Таким образом,
применительно к такого рода случаям полигамию следует рассматривать, как оружие
в целях завоевания размножения, и во всяком случае, как естественный закон, в
особенности у народов Африки. Дикарь центральной Африки имеет в своем
распоряжении сотни жен, так как они работают на него, как рабыни, содержат его.
Женщина является и здесь рабочим элементом, причем богатство, власть и
общественное положение определяется количеством женщину данного индивидуума.
Полигамия находит себе последователей преимущественно в земледельческих странах,
где ценность женского труда очень велика, обусловливая источник богатства.
Кочевые же племена, по своей бедности, не являются приверженцами полигамии.
Таким образом, вопрос о полигамии тесно сплетается с вопросом о пропитании.
Дагомский король располагает тысячами жен, высшие классы сотнями, средние
десятками, бедным же солдатам не достается ни одной жены.
В семьях, основанных на полигамии, редко наблюдается ревность и
соперничество между женами. В экваториальной Африке муж соглашается на полигамию
чишь под влиянием своей же жены, которая называет его скрягою, если он готов
удовлетвориться только одной подругою жизни. По сообщению Ливингстона, женщинам
племени макалоло не нравилась жизнь в Англии с ее моногамией, так как, по их
мнению, всякий уважающий себя человек обязан обнаружить свои богатства, имея
достаточное количество жен (Отвлеченные нравственные понятия о добре и зле чужды
многим дикарям. Они поэтому отождествляют добро с богатством и силой, а зло с
бедностью и слабостью). На следующих приобретаемых жен должно смотреть, как на
рабынь, ревность которых властно сдерживается авторитетом их господина. Все же
можно проследить и развитие ревности у некоторых народов, живущих в полигамии.
Старые жены, промененные на молодых, предаются самоубийству, убивая также своих
детей и, в случае надобности, мстят при посредстве отравления. В хижине дикарей
Огненной Земли часто происходят отчаянные схватки среди живущих там нескольких
жен; женщины с острова Фиджи откусывают сопернице нос, о чем мы уже упоминали.
Раздоры и проявления ревности мы можем проследить также у мусульман, индусов,
абиссинцев, зулусов, гавассов. У последних само понятие полигамии определяется
словом "rafy", означающим в переводе "противника".
Чтобы не давать повода для ревности, муж предоставляет у некоторых племен
каждой из своих жен по отдельной хижине; это имеет место, например, у индейцев
Южной Америки. Один серьезный исследователь, долго путешествовавший и женившийся
на индианке в интересах детального изучения нравов гоахиров в Колумбии,
сделавшись, таким образом, членом клана, дал мне очень ценные сведения из жизни
этого племени. Гоахиры живут в полигамии, которая представляет собою большой
интерес. Задумав жениться, гоахир получает предварительно согласие девушки и
преподносит подарок родителям невесты, состоящий из большого количества скота.
Но вместе с этим он должен расчистить участок леса, посеять на этом участке
овощи и выстроить хижину. Получив с такими усилиями жену, он предоставляет ей в
собственность это имущество, которым она и управляет, причем мужу присваиваются
лишь определенные права на мужское потомство. Решив взять себе еще одну жену, он
|