Navigation bar
  Print document Start Previous page
 99 of 268 
Next page End  

в другом месте должен проделать все по вышеуказанной программе, причем вторая
жена ничего общего с первой не имеет. При таком положении вещей, благодаря
самостоятельности каждой из жен и отдаляющему их расстоянию, ревность совершенно
исключается. С своей стороны, жены гоахиров с большим уважением относятся к
отечественным законам и сохраняют своему мужу безусловную верность. Полигамия на
таких основаниях не может получать широкого развития, так как, независимо от
больших затрат, муж обязан еще помогать каждой из своих жен в хозяйстве. При
таком видоизменении полигамии сохраняется сравнительно высокое социальное
положение женщины, ибо в то время, как мужчина каждый раз переходит от одной из
своих жен к другой, каждая жена живет постоянно на одном месте, на одном
хозяйстве, которым она распоряжается по своему усмотрению, и в обществе своего
потомства.
Моногамия является господствующей у тех народов, у которых интенсивнее
развился альтруизм, и где уважение к женщине стоит на должной высоте, как в
Никарагуа, у даяков, андаманов и др. Здесь женщина пользуется почетом, участвует
в общественных делах, и семейные взаимоотношения у них значительно приличнее.
Женщина является также владычицей в доме у санталов и мундов.
Степень любовной страсти между супругами имеет большое значение в этом
случае. Любовь, обусловленная чисто физической красотой, на почве чувственного
стремления, отличается недолговечностью. Но когда в основу любви положены
духовные преимущества, когда она базируется на гармония мысли и чувств, то не
угасает даже и до глубокой старости. Бэн обращает внимание на то обстоятельство,
что всякие иные страсти, как материнская любовь, ненависть, честолюбие, могут
быть направлены на любое количество объектов, между тем как любви свойственно
сосредоточиться лишь на одном объекте, которому приписывается превосходство над
всеми иными объектами, в связи с чем и создается моногамия. Птицы и обезьяны,
как мы видели, уделяют свою любовь одной только самке, причем смерть одного из
супругов нередко влечет, за собою смерть от огорчения и другого. Последний факт
безусловно верен в отношении обезьян и птиц, причем замена умершего супруга
другим не уменьшала тоски оставшегося в живых. Самец обезьяны бизам (Hapale-
jacchus), вслед за смертью своей самки, закрыл глаза обеими руками и, не
дотрагиваясь к пище, не двигаясь с места, умер. Самоубийства на почве любви
имеют место у дикарей.
Это явление у человека мы в своем месте подвергнем еще обсуждению. Нужно
отдать справедливость Вестермарку в его желании характеризовать свойство половой
любви — концентрироваться на одном индивидууме, в качестве одного из наиболее
важных факторов в пользу моногамии. Можно поэтому и ревность рассматривать как
оборотную сторону этого же явления, а именно, как проявление глубокого гнева на
единственное всей душою любимое, существо, оказавшееся неверным или
неотзывчивым. Но мы не устанем повторять, что это именно одностороннее
направление чувства, имеющее свою ценность для живущих обособленно, как хищные
звери, семей, является совершенно неприменимым для большого общества, живущего в
условиях солидарности. "Эгоизм вдвоем" чрезвычайно трудно сочетать с социальной
солидарностью или человеческим альтруизмом. Это задача неразрешимая, но, во
всяком случае, очень замысловатая.
Из сопоставления всего нами приведенного мы можем вывести эволюцию
моногамии в полигамию. Моногамия свойственна высшим обезьянам и низшим людям,
которые не представляют собою каких-либо классовых отличий и объединены в весьма
немногочисленные группы. Полигамия же идет рука об руку с развитием культуры,
накоплением богатств и возникновением крупных земледельческих сообществ, в связи
с классовым господством. Моногамия в древности была свойственна индийцам,
которые впоследствии перешли в полигамию. Показателем перехода моногамии в
полигамию является, между прочим, и первенствующее положение первой жены перед
всеми последующими.
Однако, в связи с расширением культуры, уменьшается количество войн,
период кормления грудью входит в свою норму, половое общение с женщиной во время
ее беременности не рассматривается больше, как грех, и вместе с тем настолько
улучшается положение женщины, что она не уподобляется уже старухе в сравнительно
молодые годы, так как на нее не возлагается уже непосильный труд вьючного
животного. Эти обстоятельства снова подготовили почву для моногамии. К этому
нужно прибавить те свойства, которые дополнительно к ее природной красоте
приобретаются женщиной, благодаря просвещению. Инстинкт деторождения
ослабляется, ибо женщина и дети не представляют уже больше богатства. Вместе с
тем женский труд успешно заменяется применением машин. Все эти обстоятельства,
Hosted by uCoz