Светлой памяти Фридриха Энгельса посвящается...
Исследования брачного поведения животных показывают, что следует различать семью
как хозяйственную единицу и группирование особей с целью спаривания. То, что на
практике обе эти роли очень часто совмещаются, еще не означает, что иначе просто не
может быть.
Например, у тех видов, у которых один из родителей в состоянии вырастить детенышей в
одиночку, семья, как хозяйственная единица, состоит чаще всего лишь из этого родителя и
детенышей. Стало быть, объединение самки с самцом здесь преследует цель
исключительно спаривания, к семейной жизни (в нашем понимании) не имеющее
никакого отношения. То же можно сказать и о видах, практикующих R-стратегию
размножения, когда родители совсем никак не заботятся о потомстве. Это - один полюс
брачного мира.
Для других видов, взращивание детенышей которых уже невозможно без помощи извне,
появляется резон привлечь второго родителя для этой помощи. Виды со строго парной
организацией семьи (например - птицы, особенно птенцовые) являют собой другой полюс
брачного мира. Здесь спаривание и выращивание потомства выглядят чем-то естественно
нераздельным. Однако! Как уже было сказано, в таких парных семьях "супруги" отнюдь не
всегда соблюдают копулятивную верность. У тех же птиц до четверти всех птенцов
колонии генетически могут быть неродными "законным мужьям", хотя в хозяйственном
отношении такие пары могут являть собой идиллическую картину.
Впрочем, второй родитель - не единственно возможный помощник в этом деле. Можно
ведь привлечь бабушек, сестер, образовать какое-то подобие детского сада, и прочее и
прочее. Например, зайчиха кормит молоком первого попавшегося ей зайчонка, не обращая
внимания на степень его родства. Какой же путь предпочтительнее? Если "основной"
родитель (то есть тот, который выполняет основную работу по уходу за потомством - чаще
самка, но бывает и самец) нуждается лишь в дополнительной помощи, не носящей
принципиально важного характера, то предпочитается, как правило, именно помощь со
стороны всей группы в целом. Так поступают, например, многие псовые. Однако если
требуется помощь на грани самопожертвования, то этот путь становится ненадежным.
Здесь уже требуется "личная преданность".
Как в этом смысле обстояли дела у наших предков? "Основным родителем" была,
очевидно, самка. Столь же очевидно, что далеко не каждая бабушка тогда доживала до
рождения внуков, а у сестер - свои дети, да и охотники из женщин явно хуже, чем из
мужчин. В то же время, ребенок или плод, лишенный в достатке белкового питания, мог
пострадать от алиментарного (пищевого) маразма. В этих условиях помощь со стороны
мужчин должна была носить основной характер, хотя и не исключающей вспомогательной
помощи других членов группы.
Характерной особенностью поведения гоминид является полное отсутствие
инстинктивных программ заботы самцами о маленьких детенышах, да и о самках вне
периода течки тоже. Когда наши предки еще не отличались от обычных обезьян, то в этом
не было необходимости - самки вполне справлялись сами или с небольшой помощью
бабушек.
Но когда наши пращуры встали на две ноги, а объем их мозга начал увеличиваться (с
соответствующим ростом интеллекта), то самки в одиночку справляться перестали. Ведь с
|