Navigation bar
  Print document Start Previous page
 110 of 181 
Next page End  

110
2.
Принцип достижения первичности воздействия. Если объект получил какое-то
важное сообщение, то в его сознании возникает готовность к восприятию последующей,
более детальной информации, подтверждающей первое впечатление. Тот, кто первым
передал важное сообщение, получает психологическое преимущество, т.к. его
содержание достигает адресата раньше, чем сообщение средств информации
противника по тому же вопросу. Во время войны в Персидском заливе немалую роль в
формировании общественного мнения в США и других странах относительно причин
конфликта и необходимости разрешения его именно военными средствами сыграли
прямые репортажи корреспондента американской телекомпании Си-Эн-Эн в Багдаде
Питера Арнетта, поскольку это был самый оперативный (через спутниковую связь)
источник информации из зоны боевых действий.
3.
Принцип обеспечения доверия к источнику информации. В начале 40-х гг. XX века
англо-американские теоретики психологической войны разработали и применили на
практике правила ведения пропаганды в аспекте, касающемся завоевания доверия у
аудитории. Они сводятся к следующим четырем положениям:
1.
Если нет серьезных причин скрывать факты или подавать только под строго
определенным углом зрения, то их следует адекватно сообщать аудитории.
2.
Кроме соображений военной тайны, серьезными причинами сокрытия или
искажения фактов может быть лишь предположение, что аудитория им не
поверит.
3.
Каждый раз, когда аудитория понимает, что пропагандист лжет, опускает
важные детали или прибавляет их произвольно, происходит серьезное
ослабление влияния пропаганды на читателей (слушателей).
4.
По этой причине пропаганда никогда не должна оперировать заведомо
фальсифицированными данными, которые могут быть изобличены аудиторией.
В годы Второй мировой войны были выработаны дополнительные правила завоевания доверия
аудитории. Основным из них, по мнению английских и американских специалистов в области
психологической войны, является преувеличение своих неуспехов и преуменьшение своих
успешных действий.
Прием этот сводится к тому, что подтверждение военной неудачи своих войск и изображение
создавшегося положения более сгущенными красками, чем оно есть на самом деле — это тот
случай, который не должен упускать пропагандист для завоевания доверия к своим материалам.
Кажущаяся непоследовательность подобного пропагандистского воздействия на войска и
население противника с лихвой окупается за счет создания репутации объективности. Так,
например, во время первого массированного налета англо-американской авиации на Берлин из-за
тяжелых погодных условий и хорошей организации германской системы противовоздушной
обороны было потеряно много самолетов. Английское радио объявило о потерях раньше, чем
вышло немецкое коммюнике об этом налете, а число сбитых английских самолетов, указанное в
сообщении английского радио, превышало число и фактически сбитых и то, что назвало немецкое
радио. По некоторым оценкам, это был один из наиболее удачных случаев завоевания доверия
немцев к сообщениям английской пропаганды.
С другой стороны, большой эффект дает преуменьшение военных успехов страны
пропагандиста, когда войскам и населению доподлинно известно, что эти успехи велики. Так,
например, сообщение о том, что англо-американская авиация совершила небольшой налет на
Эссен, когда жителям города и его окрестностей было известно, что число одних только погибших
превысило 2000 человек, а многочисленные разрушения зданий свидетельствовали о большом
масштабе операции, создало серьезные предпосылки для завоевания доверия аудитории.
К числу приемов достижения доверия к источнику информации в настоящее время, кроме того,
относят:
создание имиджа "особой осведомленности" о тех событиях, которые в силу каких-то
причин замалчиваются официальными источниками противника (это достигается
передачей фактов, достоверность которых известна или может быть легко проверена);
создание имиджа "объективности, независимости и альтернативности", что достигается
цитированием документов, оценок экспертов, мнений очевидцев событий и т.д.
4.
Принцип активизации психических процессов восприятия объектом содержания
информации. В боевых условиях военнослужащие противника воспринимают
информацию, поступающую с противоположной стороны как "пропагандистские уловки
неприятеля". Они настроены весьма скептически по отношению к ней.
Hosted by uCoz