Navigation bar
  Print document Start Previous page
 109 of 181 
Next page End  

109
и т.д. Поэтому эффективность воздействия на войска и население противника в этом случае
значительно выше, чем в массовой ситуации.
Массовая ситуация имеет место тогда, когда информирование с целью убеждения
осуществляется одновременно на многочисленную разнородную аудиторию. В этом случае
обеспечить надлежащую адресность воздействия очень сложно. Специалистам психологической
войны приходится исходить тогда из общих психологических закономерностей восприятия.
В частности, они учитывают следующие закономерности:
убеждающее воздействие, содержащее сильные аргументы против какого-то мнения,
которого придерживается адресат, более эффективно тогда, когда внимание объекта
чем-то отвлечено (иллюстрациями в листовке, музыкальным сопровождением и
различными шумами в радиопередаче, видеорядом в телепрограмме);
эффект "контрастной оценки далеко отстоящих позиций", суть которого в том, что если
содержание убеждающего воздействия кажется резко отличным от позиций его объекта,
то оно оценивается как совершенно неприемлемое.
эффект "ассимилятивной оценки далеко отстоящих взглядов", в силу которого если
содержание убеж дающего воздействия кажется незначительно отличающимся от
взглядов адресата, то последний часто отождествляет собственные взгляды с
содержанием убеждающего воздействия.
Осуществление убеждающего воздействия
Требования к организации убеждающего воздействия. Для получения максимального эффекта
убеждающее воздействие должно соответствовать определенным требованиям:
1.
Быть правильно сориентированным и плановым. Убеждающее воздействие надо
проводить в соответствии с целями конкретных психологических операций на основе
тщательно продуманных планов.
2.
Быть направленным на конкретный объект. Убеждающее воздействие должно
готовиться и осуществляться на определенные группы населения и военнослужащих
противника, с учетом их важнейших индивидуальных, социальных, религиозных,
национальных и культурных характеристик.
3.
Быть ориентированным преимущественно на интеллектуально-познавательную
сферу психики объекта. Убеждающее воздействие должно строиться путем логичного
изложения материала, убедительной аргументации, с опорой на достоверные факты.
4.
Быть направленным на инициирование определенного поведения.
Конечной целью убеждающего воздействия является провоцирование такого поведения
(действия или бездействия) объекта, которое отвечает целям психологической операции.
Опыт психологической войны показывает, что основными принципами осуществления
убеждающего воздействия должны быть:
1.
Принцип повторения. Многократное повторение сообщения дает такой эффект,
который невозможно получить при однократном воздействии.
Благодаря повторению сообщения удается увеличить количество людей, воспринявших и
усвоивших содержащуюся в нем информацию. Однако повторение не должно быть стереотипным,
пропагандистский тезис необходимо подкреплять различными аргументами. Опыт различных
военных конфликтов показал, что неоднократное повторение пропагандистских тезисов в
различных вариациях существенно повышает эффективность воздействия на противника.
Так, в 1939 году во время сентябрьского вторжения советских войск на польскую территорию
политорганы РККА издали 11 листовок. Наиболее часто в них повторялись темы, призванные
дискредитировать правительство Польши (11 тем), из них 5 тем были о бегстве польского
правительства в Румынию (что, кстати, являлось ложью — польское правительство находилось на
своей территории неподалеку от румынской границы), 2 темы о похищении польским
правительством золотого запаса страны (тоже ложь) и 1 тема о роскошной жизни членов
правительства. Тезис о преступности действий польского правительства повторялся во всех 11
темах. Во время конфликта в зоне Персидского залива тема радиосообщений о
бесперспективности сопротивления силам вооруженной коалиции повторялась 40 раз, а тезис о
необходимости сдачи в плен без всякого сопротивления присутствовал в 30 листовках.
Но повторение не дает эффекта при отсутствии достаточного интереса адресата сообщения к
содержащейся в нем информации. Оно также оказывается безрезультатным, если сообщаемые
идеи вызывают резкий протест из-за их несовпадения с установками населения и войск
противника.
Hosted by uCoz