127
Рис. 34. "Цветные солдаты! Сложите оружие!" (Немецкая листовка июня 1940 г.)
Тогда же немцы распространяли листовку (рис. 34), рассчитанную на негров, мобилизованных
во время Второй мировой войны из колониальных владений Франции. Цель листовки заключалась
в разжигании ненависти и взаимной вражды в рядах противника. Текст листовки:
Темнокожие солдаты!
Сложите оружие. Они используют вас как пушечное мясо. Они увозят вас умирать далеко за
пределы вашей прекрасной страны. Ваши жены остались под властью угнетателей. Вы
проливаете свою кровь, чтобы сохранить им жизнь.
Методы убеждения и внушения не исчерпывают весь арсенал способов и приемов
психологического воздействия. Существую еще и особые приемы такого воздействия.
Глава 8. Особые способы и приемы психологической войны.
Психологическая война невозможна без широкого использования особых способов и приемов
воздействия, к которым относятся дезинформирование (обман), манипулирование,
распространение слухов и мифов.
1. Дезинформирование (обман).
Дезинформирование это способ психологического воздействия, заключающийся в
намеренном предоставлении противнику такой информации, которая вводит его в заблуждение
относительно истинного положения дел.
Дезинформирование включает в себя использование заведомо ложных данных и сведений. В
этом случае оно становится обманом. Грани между дезинформированием и обманом трудно
различимы.
В 1922 г. английские специалисты психологической войны весьма откровенно высказались (в
статье, помещенной во втором томе Британской энциклопедии) по вопросам соотношения
дезинформации, правды и обмана:
"Правда ценна только тогда, когда она действенна. Полная правда вообще излишня и почти
всегда приводит к заблуждениям. Использовать правду возможно лишь частично. Хотя правда
|