128
вовсе не обязательна для успеха пропаганды, из этого однако не следует, что те лица,
которые занимаются пропагандой, являются убежденными лгунами. Безусловно, в работе по
воздействию на общественное мнение порой участвуют люди, которые пренебрегают
доказательствами или считают, что цель оправдывает средства.
Но чем больше делается призывов к чувствам, пусть это будет патриотизм или алчность,
гордость или сострадание, тем более заглушается чувство критики.
Подозрительность, которую возбуждает всякая явная пропаганда, уменьшает ее
эффективность; из этого следует сделать вывод, что основная часть работы должна
проводиться незаметно".
Один из первых исторических примеров применения дезинформации в военных целях связан с
вторжением монголов в Венгрию в 1241 году. Разбив венгров и их союзников на реке Шайо,
монголы среди захваченной добычи нашли королевскую печать. По приказу Батыя грамотные
пленные от имени короля Белы написали на венгерском языке указ о прекращении сопротивления,
копии которого, скрепленные королевской печатью, были разосланы в разные концы еще не
завоеванной полностью страны.
Советское военное командование во время подавления венгерского мятежа в 1956 году
использовало аналогичный прием. Оно арестовало прибывшего для переговоров о выводе
советских войск министра обороны повстанческого правительства П. Малетера, а через
предоставленную им для связи военную радиостанцию передало "приказ министра обороны" не
оказывать сопротивления советским войскам.
Довольно успешно мероприятия по дезинформации, осуществляли органы советской
специальной пропаганды во время войны в Афганистане.
Дезинформирование (обман) в психологической войне должно характеризоваться отсутствием
шаблона в формах и содержании. Так, однажды на письменный стол генерала У. Чартерса,
возглавлявшего английские органы военной пропаганды в годы Первой мировой войны, случайно
попали две фотографии. На одной были изоб ражены трупы германских солдат, которые
оттаскивали за линию окопов для погребения, а на другой трупы лошадей по дороге на
мыловаренный завод. Генералу неожиданно пришла мысль заменить подпись под первой
фотографией на другую, стоявшую под второй, и поместить отредактированный таким образом
материал в газетах. Фотография "Немецкие трупы по дороге на мыловаренный завод" обошла
вскоре всю Европу и Америку, вызывая отвращение и презрение к немцам.
Мероприятия по дезинформированию должны осуществляться по единому замыслу; с
тщательным согласованием пропорций правды и лжи (при максимальном использовании
правдоподобной информации); с обязательным сокрытием истинных намерений, целей и задач,
решаемых собственными войсками.
Дезинформирование широко применяется во всех видах психологических операций.
В стратегических операциях основными направлениями дезинформирования обычно
являются:
введение в заблуждение будущего противника относительно истинного времени начала
боевых действий и их характера;
создание иллюзии подготовки крупномасштабных операций на ложных направлениях;
широкое освещение "труднопреодолимых" проблем в формировании и боевой
подготовке штабов и подразделений войск;
"утечка" заведомо завышенных (заниженных) данных о переброске своих войск на
различные операционные направления;
преувеличение отрицательного влияния климатических и бытовых условий на
морально-психологическое состояние войск;
критика "низкого качества" вооружения и техники своих войск, их боеспособности;
значительное преувеличение боевых возможностей войск и вооружения противника
(для формирования неоправданной самоуверенности его командования и личного
состава);
демонстрация по ТВ видеоматериалов о ходе боевой учебы на "необходимых"
операционных направлениях.
Основным инструментом дезинформирования в стратегических психологических операциях
обычно являются средства массовой информации печать, радио, телевидение.
В оперативно-тактических психологических операциях основными направлениями
дезинформирования обычно являются:
|