Navigation bar
  Print document Start Previous page
 137 of 181 
Next page End  

137
Воспитание на примерах действий мифических персонажей формирует в сознании людей
систему морально-этических ценностей, присущих данной общности (этносу, клану, сословию,
профессиональной группе и т.д.), чувство сопричастности к ее истории. Основной принцип
построения сюжета традиционного мифа — сочетание знакомых реалий жизни с фантастическими
поступками героев. Естественно, что с древних времен правители всех рангов широко используют
мифотворчество в своих целях. Так, ради укрепления собственной власти они организовывали и
организуют распространение такой информации о своей деятельности, в которой им
приписываются разнообразные достоинства, вплоть до сверхъестественных. Дескать, только
благодаря уму, энергии, отваге царя-батюшки, "отца нации", "всенародно избранного президента",
еще какого-нибудь "благодетеля" (или за счет их доверительных отношений со Всевышним)
удалось победить врагов, обеспечить процветание отечества и благополучие граждан.
Подобная практика способствовала появлению специального способа воздействия на
общественное сознание, принятого на вооружение специалистами психологической войны.
Обычно они используют социальные мифы, являющиеся искаженными представлениями о
действительности, сознательно внедряемыми в сознание людей с целью формирования нужных
социальных реакций. Самое любопытное в социальных мифах то, что большая часть общества
воспринимает их не как вымысел, а как естественное положение вещей. Под воздействием
социальных мифов история возникновения и развития государств и этносов, как правило,
искажается настолько, что ее объективный анализ можно осуществлять только путем критического
сопоставления различных источников. Однако так в теории. На практике во многих случаях
подобный анализ серьезно затруднен из-за пристрастной субъективности авторов или заказного
(т.е. изначально лживого) характера большинства источников информации. По сути дела, вся
письменная мировая история с самого начала является объектом постоянных манипуляций.
Специалисты психологической войны пришли к выводу, что возможности для возникновения и
распространения массовых социальных мифов, а также для злоупотребления ими с помощью
СМИ в современном обществе не уменьшились, а во многом увеличились. Это, с одной стороны,
играет на руку политикам, а с другой — может вредить людям, которых эти политики толкают на
конкретные действия. Так, миф о непобедимости Америки, о способности американских солдат
решать в бою любые сложные проблемы, был серьезно подорван войной во Вьетнаме. Миф о
способности России регулировать межнациональные отношения на Кавказе оказался сильно
подпорчен военным конфликтом в Чечне. Специалисты считают, что мифы способны:
оказывать воздействие одновременно на интеллектуальную и эмоциональную сферы
человеческого сознания. Это заставляет людей верить в реальность содержания мифа;
делать гиперболическое описание частного случая идеальной моделью желаемого
поведения. Благодаря этой особенности содержание мифов влияет на поведение
людей;
опираться на конкретную традицию, существующую в обществе.
Невозможно внедрить в массовое сознание такие ценности, которые противостоят
традиционным. Новые мифы всегда вырастают из старых корней.
Содержание информационно-пропагандистских материалов, созданных в соответствии с
существующей в конкретной социальной общности мифологической системой, действуют на
людей не извне, а как бы изнутри их мировоззрения, что облегчает процесс восприятия этого
содержания. Но при этом следует учитывать то, что мифы, несмотря на широкие возможности для
импровизации, действуют все же в ограниченных рамках, так как имеют определенные
характеристики. Мифы обычно делят на явные, скрытые и сословные.
Явный миф (фольклорные истории и персонажи, популярные сюжеты и герои произведений
литературы и кино) всегда широко применялся в психологической войне. Например, такие мифы
использовали американцы для воздействия на китайских солдат, воевавших против них в Корее.
Однако успех применения явного мифа определяется правильной интерпретацией событий,
описанных в нем. Для этого нужно очень хорошо знать историю и культуру конкретной страны или
этноса, четко понимать, в каких условиях данный миф применим, а в каких его упоминание
принесет лишь вред.
Скрытый миф — это специфическая часть системы субъективных представлений общества об
окружающем мире и других общностях. Например, чеченцы считают, что русские всегда были
жестоки по отношению к ним.
Скрытые мифы редко используют для психологического воздействии на войска и население
противника. Обычно они существуют в форме идеологических, религиозных, политических,
бытовых установок, предрассудков, убеждений представителей конкретных социальных
общностей. В силу этого использовать их в своих интересах удается лишь в отдельных случаях.
Практика Второй мировой войны, составление советскими и американскими специалистами
Hosted by uCoz