138
информационно-пропагандистских материалов, содержание которых было ориентировано на
использование в своих интересах таких мифов, убедительно это доказала.
Зато широко используются сословные мифы, которые обслуживают представления о близости
или, наоборот, удаленности определенных групп людей друг от друга по социальному,
профессиональному, национальному, религиозному признаку. Они действуют по простой схеме
"свой-чужой" и достаточно эффективны в условиях боевой деятельности.
Часть третья. Перипетии психологической войны.
Информация к размышлению. XX век внес множество серьезных перемен в традиционный
уклад жизни людей всего мира. Одни из них уже осмыслены, другие еще должны подвергнуться
обстоятельному анализу. Таков удел нашего сознания постоянно возвращаться к пройденному,
делая каждый раз новые выводы из него, в соответствии с иными условиями существования.
Требует этого и практика психологической войны.
Глава 9. Психологическая война в начале XX века.
Первая мировая война.
Во время Первой мировой войны 1914-18 гг. психологическая война стала одним из главных
средств борьбы конфликтующих между собой государств.
Этому способствовали определенные обстоятельства.
К началу XX века средства массовой информации превратились в неотъемлемый, широко
распространенный и очень важный элемент повседневной жизни всех экономически развитых
стран мира. Торговля, политика, культура, общественная жизнь уже не могли нормально
функционировать без газет, журналов, брошюр, плакатов, устной, наглядной и печатной рекламы.
Поэтому использование их в военных целях оказалось неизбежным. Соответственно, возможности
того или иного государства вести психологическую войну прямо зависели от уровня развития его
информационно-пропагандистской машины.
Особых успехов в данном вопросе добилась Великобритания, в меньшей степени США. К 1914
году англичане имели самый большой в мире штат профессиональных журналистов, огромное
количество так называемых "коммерческих агентов" по всему свету, множество хорошо
оснащенных типографий и отличную прессу. Кроме того, англичане располагали превосходной
дипломатической, консульской, почтовой и телеграфной службами практически во всех уголках
земного шара. Все это они использовали для военных нужд.
Германия по этим параметрам значительно уступала Британской империи. Профессиональная
подготовка немецких журналистов, торговых и дипломатических представителей оставляла
желать много лучшего. Численность их была существенно меньше, чем у англичан. Германская
пресса была "зажата" жесткой регламентацией и цензурой. Кроме того, в немецких
информационных агентствах и органах печати процветал бюрократизм.
С самого начала боевых действий англичане захватили инициативу в области психологической
войны. Они показали пример хорошей координации военно-политических мероприятий с
пропагандой, наладили эффективное взаимодействие политиков, военных руководителей и
представителей прессы (американцы даже в период Второй мировой войны, имея систему
государственного управления с более гибкой и менее сложной структурой, не смогли достичь
такой согласованности действий). Английское правительство в течение всей войны следило за
тем, чтобы все правительственные учреждения, частные фирмы и органы прессы проводили одну
и ту же политику по отношению к тем или иным странам. В результате пропаганда почти всегда
достигала поставленных целей.
В ходе войны правительства большинства воюющих стран (Германия только в 1918 г.) пришли к
выводу о необходимости создания специального аппарата для ведения пропаганды на войска и
гражданское население противника, а также для воздействия на общественное мнение в
нейтральных странах. С того времени подобные органы существуют во всех крупных армиях мира.
Радио тогда еще не использовалось для общедоступного вещания, а громкоговорящие
установки были слишком примитивны и по своей эффективности мало чем отличались от рупоров.
По этой причине пропагандистское воздействие осуществлялось, главным образом, с помощью
печатной продукции: листовок, газет, плакатов, брошюр, открыток, писем. Особой популярностью у
|