23
Эффект ореола
это распространение первичной общей оценки человека (людей) на
восприятие его (их) поступков и личностных качеств.
Так, если первое впечатление о человеке (людях) в целом благоприятно, то в дальнейшем все
его (их) поведение, черты и поступки начинают переоценивать в положительную сторону. В них
выделяют и преувеличивают лишь положительные моменты, а отрицательные как бы
недооценивают или вообще не замечают. Если же общее первое впечатление о каком-либо
человеке (людях) оказалось отрицательным, то даже положительные его (их) качества и поступки
в последующем не замечают, либо недооценивают на фоне гипертрофированного внимания к
недостаткам.
Под межгрупповым восприятием понимают процессы социальной перцепции, в которых как
субъектом, так и объектом восприятия выступают социальные группы или общности. Специфика
межгруппового восприятия заключается:
в объединении индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно
отличное от составляющих его элементов;
в том, что однажды сложившись, оно становится затем малоподвижным, слабо
меняется под внешним влиянием;
в ограниченном, упрощенном и схематичном диапазоне вариантов восприятия и оценки
другой группы.
Межгрупповое восприятие характеризуется стереотипностью, слитностью познавательных и
эмоциональ ных компонентов, аффективной окрашенностью, резко выраженной оценочной
направленностью. Именно поэтому оно отличается пристрастностью, а сами межгрупповые
представления всегда содержат погрешности (искажения) с точки зрения их истинности. Такова
психологическая подоплека эффекта межгрупповой дискриминации.
Межгрупповая дискриминация
это установление различий между собственной и другой
группой. В определенных условиях межгрупповые различия могут искусственно подчеркиваться и
преувеличиваться. Межгрупповая дискриминация явление не только психологическое, в основе
которого лежат познавательные механизмы установления тождества и различия, но и социальное.
Результаты межгрупповой дискриминации проявляются в виде двух тенденций:
1. Установления позитивно оцениваемых различий в пользу собственной группы
(эффект внутригруппового фаворитизма). Психологи давно обратили внимание на широко
распространенный феномен: приоритет своего группового членства над совпадением взглядов с
представителями чужой группы. Иными словами, индивид в ситуации выбора скорее отдаст
предпочтение даже таким членам "своей" группы, с которыми он не согласен, чем тем членам
"чужой" группы, с которыми внешне его объединяет сходство точек зрения.
2. Установления позитивно оцениваемых различий в пользу другой группы. В своих
крайних выражениях данная тенденция ведет к ослаблению внутригрупповых связей, девальвации
внутригрупповых ценностей, дестабилизации и дезинтеграции группы как таковой. Как правило, на
это и ориентировано психологическое воздействие.
Психологические предпосылки усвоения содержания психологического воздействия.
Большую роль в повышении эффективности процесса психологического воздействия играет
учет особенностей познавательных процессов: памяти, мышления и воображения.
Под памятью психологи понимают процессы организации и сохранения прошлого опыта,
делающие возможным его повторное использование в деятельности, в том числе и в интересах
психологической войны.
Различают следующие виды памяти: моторную, эмоциональную, образную, словесно-
логическую. Все они связаны с процессами запоминания, которые, кроме того, содержат
элементы мышления (в сложном и противоречивом единстве с речью), внимания, проявления
интересов и потребностей, эмоций и чувств.
Запоминание
обобщенное название процессов, обеспечивающих удержание материала в
памяти. Успешность запоминания определяется в первую очередь возможностью включения
нового материала в систему осмысленных связей. Важную роль среди его механизмов играет
повторение. Вместе с тем можно обойтись и без повторения, если человеку надо запомнить
жизненно важный материал, либо сведения, несущие большую смысловую нагрузку.
Мышление
процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся
обобщенным отражением действительности в таких объективных ее свойствах, связях и
отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию.
Психологи рассматривают мышление прежде всего как деятельность, направленную на
решение определенной задачи (проблемы). Именно проблемная ситуация обычно является
|