разработке новых методик, позволяющих производить точную оценку поведения новорожденного.
Например, младенцы привыкают (теряют интерес) к постоянным раздражителям и ищут что-то новое.
Поэтому они дольше смотрят на новые или неожиданные явления, чем на закономерные (обычные).
Анализ видеозаписей новорожденных выявил сложную координацию между отслеживанием
объектов глазами и тянущимися-хватательными движениями кистей и рук (Gregory, 1987). Кроме этого
новорожденные поворачиваются на голос, ориентируя глаза и уши относительно звука. Помимо
сенсомоторной координации, у них имеет место спонтанная передача информации с одного сенсорного
модуля на другой. Например, дети в возрасте одного месяца могут зрительно узнавать объекты, которые
они ощупали лишь ртом (Melzoff & Borton, 1979).
Задолго до того, когда младенцы смогут активно изучать мир, они обладают хорошим
перцептивным пониманием того, что видят. Всего через несколько минут после рождения дети
демонстрируют значимое предпочтение картинкам с лицами, а не картинкам с пустыми овалами или
лицами с размытыми чертами (Slater & Johnson, 1998). Более того, младенцы трех-четырех месяцев от
роду предпочитают более привлекательные (по мнению взрослых) лица менее привлекательным
(Samuels, Butterworth, Roberts, Graupner & Hole, 1994). Эта ранняя способность к восприятию тонких
деталей головы и лица (особенно внутренних черт лица и внешнего контура головы) позволяет детям
уже в три месяца качественно различать внешне похожих животных, таких как кошки и собаки (Quinn &
Eimas, 1996).
Используя технику привыкания, Спелк (Spelke, 1988) показал, что младенцы способны
предсказывать движения физических объектов задолго до того, как приобретут опыт манипулирования
окружающими объектами или начнут сами передвигать их. Дети этого возраста предполагают
местонахождение объекта, который переместился за пределы их поля зрения, и делают выводы по
поводу того, где он будет находиться, когда они снова увидят его. Трехмесячные дети способны
использовать относительное движение подвижных или неподвижных объектов, чтобы получить
представление об их границах (Kellman & Spelke, 1983). В четыре месяца дети по умолчанию считают
объекты плотными (объекты не могут двигаться сквозь другие объекты) и постоянными даже вне поля
зрения (Spelke, 1988).
Разум младенца способен выносить суждения и о количестве. Дети в возрасте пяти месяцев,
увидевшие, как одна, две или три куклы исчезали за экраном, проявляли удивление (выражающееся
более продолжительным взглядом), когда вновь появлялось другое число кукол (Wynn, 1994).
Шестимесячные дети могут различать большие наборы объектов, если последние имеют значительную
количественную разницу, например 8 и 16 (Xu & Spelke, 2000). Такая способность оценивать количество
(не считая) была продемонстрирована у многих видов животных и у человеческих детей до развития у
них речи (Jones, 1999). Способность к счету зависит от владения речью, но без нормального
функционирования участвующих в зрительно-пространственном анализе билатеральных зон теменных
долей возможность оценивать количество отсутствует (Dehaene, Spelke & Pinel, 1999). Учитывая
филогенетически древнее возникновение возможности зрительного анализа пространства,
неудивительно раннее появление у человека в процессе его развития таких способностей, как
предсказание движения объекта или оценка количества.
Один из феноменов, демонстрирующий, в частности, раннее появление сложных
перцептивных/сенсомоторных способностей и социально-эмоционального общения, имитирующее
поведение младенца. Новорожденные, появившись на свет всего несколько минут назад, высовывают
язык и широко открывают рот, подражая матери (Trevarthen, Kokkinaki & Fiamenghi, 1999). Имитируется и
сложная мимика, выражение радости, грусти, страха и удивления. В течение нескольких недель в
репертуар имитаций младенца добавляются интонации голоса и жесты пальцев. Возможно, подражание
является частью врожденной способности к сложному, двустороннему взаимодействию с матерью.
Малыши сознательно сосредоточиваются на мимике матери, ее интонациях и жестах (Reddy, Hay,
Murray & Trevarthen, 1977). Их реакция адекватна. Ласковые, успокаивающие действия матери вызывают
улыбку и «воркующие» звуки. Нетерпеливый тон и угрожающая мимика матери приводит к появлению у
младенца выражения страха или огорчения. При анализе видеозаписей общения матери и младенца был
выявлен ритмичный, двусторонний обмен информацией, подобный диалогу. В ходе этого процесса
дети имитируют мимику, жесты, звуки, движения губ и языка матери. Это доязыковое общение часть
|