развивающихся поведенческих шаблонов, которые в дальнейшем преобразятся в настоящую речь.
Родившись, ребенок выражает предпочтение голосу своей матери, определяя его по тем
особенностям, которые узнал(а) еще внутриутробно. В действительности малыши не только
предпочитают тот голос, который чаще всего слышали до рождения, но и проявляют больший интерес к
длинным, сложным интонациям (особые истории, которые матери читают вслух), впервые
услышанным в теплой и влажной темноте матки. Эта ранняя способность к анализу элементов
произносимых звуков необходимое условие для овладения речью. Дети младше четырех месяцев
различают все 150 фонем (базовых звуков, составляющих слова) человеческой речи (Kuhl, 2001). В то
время как человеческие дети спонтанно разбивают человеческую речь на фонетические категории, у
обезьян, как выяснилось, эта способность отсутствует (Kuhl, 1991).
Другой необходимой предпосылкой для нормального овладения речью является способность
неосознанно произносить слова, услышанные впервые. Легкость, с которой дети, едва научившись
ходить, повторяют за взрослыми, заставляет многих людей считать это явление само собой
разумеющимся, хотя на самом деле оно достаточно экстраординарно. Физиологические механизмы,
обеспечивающие сенсорное восприятие произнесенных слов, не имеют ничего общего с
физиологическими механизмами произнесения слов. Артикуляция это комплексный процесс,
требующий четкой координации мышц лица, губ, языка, гортани и диафрагмы. Из наблюдений Кула и
Мелтзоффа (Kuhl & Meltzoff, 1982) за 18-20-недельными малышами становятся понятными некоторые
онтогенетические основы повторения слов. Когда детям этого возраста показывали две видеозаписи
одновременно, где один и тот же человек произносил (синхронно) две разных гласных, они были
способны правильно сопоставить аудиостимул и его видеокомпонент. Аудиально-визуальная
способность к сопоставлению однозначно делает взаимодействие ребенка с матерью и обществом более
эффективным и облегчает овладение речью. Неврологическая основа слухового общения это сложная
иерархия специализированных зон лобных долей, в которых тесно взаимодействуют двигательные и
слуховые центры. У некоторых видов певчих птиц в результате конвергентной эволюции присутствуют
аналогичные структуры мозга (Doupe & Kuhl, 1999). Эти особи (как и люди) обучаются сложному
звукопроизношению в ранний критический период, сильно завися от взрослых, которых они слушают, а
затем подражают им. В отличие от людей, птицы (возможно, за исключением нескольких пернатых
«гениев», вроде попугая Алекса) никогда не ассоциируют воспроизводимые звуки с абстрактным
значением.
Знаменитый швейцарский психолог Жан Пиаже посвятил свою жизнь поискам механизмов
когнитивного развития человека. Он полагал, что младенцы лишены внутренних (умственных)
представлений и отвечают на внешние раздражители чисто рефлексивно. Кроме этого он считал, что
для построения основ концептуальных представлений необходимо экстенсивное физическое
(сенсомоторное) взаимодействие с внешней средой. Точка зрения Пиаже об отсутствии концепций у
младенцев основана, в частности, на универсальной для детей этого возраста сложности нахождения
спрятанных объектов. Это явление объяснялось отсутствием концепции постоянства объекта у
маленьких детей. Для Пиаже неспособность ребенка найти скрытый от глаз объект означала отсутствие
мысленного представления этого объекта, то есть «вне видимости» равносильно «вне сознания».
Однако, как было замечено выше, экспериментально установлено, что четырехмесячные дети способны
считать объекты постоянными (Spelke, 1988). Сложности, возникающие у младенцев с задачами на
постоянство объектов, возможно, объясняются недоразвитостью лобной коры. Без тормозного
управления, осуществляемого зрелой лобной корой, ребенок не может удерживать ошибочные
двигательные импульсы.
Кроме этого, хотя нет сомнений в том, что взаимодействие с внешней средой необходимо для
развития полноценных концепций, ясно также и то, что ядро, основа для когнитивного развития,
заложено в геноме человека. «Кирпичики», составляющие систему концепций, названы
концептуальными примитивами (Jones, 1999). Как было сказано ранее, дети обладают врожденным
пониманием временных паттернов и движения объектов. Они могут судить о количестве и величине
предметов (Wynn, 1994; Xu & Spelke, 2000). Они способны спонтанно анализировать элементы
разговорной речи. У них есть врожденный талант к пониманию тонких аспектов эмоционального
общения и межличностных отношений. Совсем маленькие дети способны упорядочивать перцептивную
|