беспозвоночных, написав несколько существенных монографий о моллюсках. После выхода в свет
«Происхождения видов» Дарвин (в возрасте 50 лет) увлекся ботаникой, полем деятельности, о котором
он знал очень мало. За короткий период он поразил профессиональных ботаников того времени, сделав
ряд открытий в той области, которой они посвятили всю свою жизнь. На шестом и седьмом десятке
Дарвин заложил основу для современной эволюционной психологии, написав «Происхождение
человека» и «Проявление эмоций у человека и животных». Перед самой смертью в возрасте 73 лет
Дарвин занялся еще одним направлением, открыв много нового о земляных червях. Способность
Дарвина к свершению открытий связана, отчасти, со свойствами его личности. Многие из его методов
были столь революционны, что другие ученые никогда не принимали их во внимание, а если бы и
воспользовались чем-то подобным, то, безусловно, смутились бы от такого нарушения
ортодоксальности. Например, Дарвин любил проводить то, что он называл «дурацкими
экспериментами», чтобы проверить гипотезы, неправдоподобные для других настолько, что их не
считали необходимым доказывать. Дарвин сделал так много впечатляющих открытий в столь разных
областях, что можно предположить, будто он открыл метод получения новых фактов и идей. Если это и
так, он не оставил описания своего «ноу-хау», поэтому мы никогда не узнаем правды. Частичным
объяснением может быть порядок рождения и соперничество братьев.
Сулловей (Sulloway, 1996) накопил много данных в пользу теории, что порядок рождения играет
решающую роль в формировании личности человека. Первая иерархия доминирования в жизни каждого
семья, в которой он родился. Благодаря очевидным преимуществам в размерах и опыте у старших
детей, они находятся на вершине этой социальной мини-иерархии. Следовательно, перворожденные
обычно идентифицируются с силой и властью. В противоположность младшим братьям и сестрам, они
более властолюбивы, амбициозны, ревнивы к своему статусу и готовы защищать его. Младшие же
братья и сестры, исходно недовольные текущим раскладом, склонны подвергать сомнению все, с чем
столкнутся, и при определенных условиях проявлять революционную точку зрения. В сознании
младших детей доминируют концепции равенства и справедливости, а в сознании старших
абсолютный приоритет порядка над равенством. При изучении восприятия достаточно вольных теорий
учеными, которые приходились друг другу братьями, было установлено, что младшие братья в 7,3 раза
более склонны поддержать научные нововведения, чем их старшие братья. Перворожденные обычно
отвергают новые идеи, особенно если нововведения могут разрушить давно установившиеся принципы.
Такие люди обычно приветствуют консервативные доктрины, которые могут защитить от радикальных
изменений. Натуралисты XIX столетия Жорж Кювье и Чарльз Лайелл (перворожденные) восхваляли
природный баланс, предназначенный для удержания всех существ на предназначенных им местах
(включая расовые различия у людей). Итак, большинство «стержневых» открытий в истории совершили
младшие братья, включая Коперника и Дарвина.
Оптимизация когнитивного потенциала
Каждый человек несет в себе набор генов, содержащий информацию о возможных вариантах
любого конкретного признака. Например, диапазон роста может лежать в пределах от 1,4 до 2,1 м.
Комбинация болезней, голода и снижения функции эндокринных желез, вероятно, приведет к тому, что
этот человек будет иметь во взрослом возрасте рост всего 1,4 м. И наоборот, богатая питательными
веществами диета и чрезмерно активные железы внутренней секреции обусловят рост 2,1 м при таком
же генотипе. Развиваясь в «нормальных» условиях, люди с тем же генотипом, скорее всего, будут иметь
рост около 1,8 м.
Поведенческим чертам (например, интеллекту) также свойственен разброс конечных вариантов
при каждом конкретном генотипе. Многие из факторов, влияющих на рост, оказывают эффект и на такие
параметры, как интеллект. Полуголодное существование тормозит не только рост тела, но, безусловно, и
развитие мозга, а следовательно, и когнитивный уровень индивида. Факторы, влияющие на
когнитивный потенциал взрослого, оказывают наиболее выраженное воздействие на ранних этапах
человеческой жизни. Одна из простых дилемм, имеющих далеко идущие последствия, кормили
ребенка грудью или нет. Это сказывается не только на здоровье в целом, но и на когнитивном
потенциале. В работе Лукаса, Морли и Коул (Lucas, Morley & Cole, 1998) было показано, что дети,
|