находившиеся в младенческом возрасте на обычном искусственном вскармливании, на обогащенном
искусственном вскармливании или на грудном вскармливании, имели значительные различия в IQ в
возрасте 7-8 лет. Наилучшими когнитивными способностями обладали те, кто в свое время получал
грудное молоко. Следующей по способностям была группа обогащенного искусственного
вскармливания, а самые слабые результаты показала группа, получавшая во младенчестве обычное
детское питание. Особенно чувствительны к различиям в диете оказались мальчики. Как оказалось, эти
эффекты связаны с особыми жирными кислотами, которые присутствуют только в материнском молоке
и способствуют развитию нервной системы.
На IQ мальчиков в большей степени (чем на девочек) влияла и степень заботы со стороны матери
(Andersson, Sommerfelt, Sonnander & Ahlsten, 1996). В то же время IQ девочек было более чувствительно к
жесткому воспитанию и недостаточному проявлению материнской теплоты (Smith & Brooks-Gunn, 1997).
Девочки, воспитанные жестокой и недостаточно заботливой матерью, имели IQ на 12 баллов ниже, чем
девочки, матери которых тепло относились к ним и редко наказывали.
Эксперименты на животных показали, что изменения условий воспитания приводят к
значительным различиям в развитии мозга у взрослых особей (Diamond, 1988). В одном из наблюдений
крысят после окончания вскармливания помещали либо в многообразную, либо в однообразную среду.
Однообразные условия представляли собой меленькую стальную клетку с едой и водой. Многообразная
среда включала в себя большую коробку с приспособлениями для лазания, неоднородной территорией,
но что наиболее важно там были другие крысы, с которыми можно было взаимодействовать. В конце
исследования было установлено, что крысы из богатой впечатлениями среды имели заметно большую
массу мозга, а при микроскопии значительно большее количество связей между дендритами, чем
мозги «однообразной» группы. Размеры и сложность мозга животных из разнообразной среды
проявлялись также в более быстром научении и в более высоком интеллекте.
Было показано, что у людей однообразные, неблагоприятные условия воспитания
(пренебрежение или жестокое обращение с детьми) тоже приводят к необратимым изменениям в
структуре и функции мозга (Teicher, 2000). Сканирование мозга взрослых, с которыми жестоко
обращались в детстве, выявило недоразвитие левого полушария, что может быть сопряжено с
нарушениями памяти и депрессиями. Также отмечалось уменьшение размеров мозолистого тела, пучка
миелинизированных волокон, соединяющих два больших полушария и делающих возможной связь
между левой и правой половинами мозга. Как и следовало ожидать, поведенческие тесты выявили
неспособность этих людей интегрировать функции левого и правого полушария так же хорошо, как те,
кто не подвергался жестокому обращению. Кроме этого было установлено, что пренебрежение и
жестокое обращение оказывало различное действие на развитие в зависимости от пола жертвы. У
мальчиков невнимание со стороны взрослых сочеталось с уменьшением размеров мозолистого тела, а
сексуальное злоупотребление ребенком не оказывало подобного эффекта. В противоположность этому, у
девочек уменьшение размеров мозолистого тела было связано с сексуальным злоупотреблением, а
невнимание к ним не влияло на этот параметр. Обратите внимание, насколько похожи эти особенности
на изменения IQ у мужчин и женщин вследствие пренебрежения или жестокого обращения, о чем
говорилось выше (Andersson, Sommerfelt, Sonnander & Ahlsten, 1996; Smith & Brooks-Gunn, 1997).
Для младенца самой богатой впечатлениями средой является та, при которой он/она находится в
тесном контакте с заботливым и внимательным взрослым. Никакой компьютер или обучающие
тренажеры не смогут достичь той сложности, на уровне которой взрослый человек взаимодействует с
развивающимся малышом. В пользу этой идеи говорит тот факт, что старшие или единственные дети в
семье, как правило, имеют больший IQ, чаще удостаиваются государственных стипендий, чаще
получают степень доктора философии и чаще попадают в журнал «Кто есть кто», чем более поздние
дети (Belmont & Marolla, 1973; Helmereich, 1968; Sutton-Smith, 1982).
Заботливые и внимательные родители могут способствовать развитию интеллекта, как и многих
других положительных задатков. Вместе с тем следует помнить, что высокий уровень интеллекта
продукт генотипа. Так, в исследовании сравнивались IQ приемных детей с IQ их приемных родителей,
сводных братьев и сестер, а также с уровнем образования их биологических матерей, и было выявлено,
что в детстве братья и сестры имели равные показатели, вне зависимости от наличия/отсутствия
кровного родства. Однако по достижении подросткового возраста IQ приемных детей не коррелировал
|