на радикальные различия в физических свойствах манипулятивных объектов (коробки, палки, куски
ткани, веревка), они использовались очень схожим образом. Обычно проявлялись три общих паттерна
поведения, которые, по-видимому, соответствовали демонстрации агрессивности, уходу за шерстью,
исследованию и строительству гнезда. Когда шимпанзе давали палки, у них отмечалась устойчивая
тенденция использовать их для исследования любых доступных отверстий или щелей, вытаскивать
орудие обратно и слизывать с него любой предмет и влагу, приставшие к орудию (эти наблюдения были
сделаны за десятки лет до пришедших из Африки сообщений о выуживании термитов и окунании
муравьев). Палкой также можно агрессивно размахивать в сторону человека или другого обитателя
клетки, или же ее можно сломать на мелкие куски, которые шимпанзе могли сложить в определенной
части клетки, чтобы на них улечься. Когда обезьянам давали две палки, одна из которых имела на конце
отверстие, шимпанзе почти всегда всовывали одну палку в отверстие второй. Шиллер заключил, что
частота проявления этой врожденной моторной тенденции лежит в основе решения проблемы
доставания объекта двумя палками. Поведение, связанное с доставанием предмета двумя палками, было
впервые описано в 1927 г. Вольфгангом Келером. Он заметил, что когда шимпанзе сталкивается с
проблемой, состоящей в том, что желанный объект находится вне досягаемости, обезьяна может решить
ее, вставив одну палку в другую и используя эту удлиненную палку для притягивания к себе объекта.
Хотя моторная тенденция вставлять палку в отверстие у шимпанзе, по-видимому, врожденная и
обусловлена созреванием, сама по себе она не объясняет проявление инструментальной деятельности.
Когда Шиллер предлагал обезьянам пищу, которую можно было достать только с помощью двойной
палки, животные часто соединяли палки вместе, не сознавая, что это действие является решением
проблемы. Подобное понимание, по-видимому, зависит от ассоциативного научения, достигаемого
посредством случайной манипуляции орудием.
Келер (Коhler, 1927) проинтерпретировал решение шимпанзе проблемы с двумя палками как
обусловленное «научением путем инсайта». Возможно, что и Келер, и Шиллер правы в своей оценке.
Определенные жесткие моторные тенденции могут предрасполагать шимпанзе к определенным
действиям с орудиями, но чтобы фактически применить эти действия к решению проблем, связанных с
выживанием, требуется более высокое когнитивное функционирование.
Использование орудий, демонстрируемое многими видами птиц, может представлять своего
рода промежуточную ступень между генетически запрограммированным и усвоенным использованием
орудий. У дятловых вьюрков с Галапагосских островов использование орудий является важным
элементом экологической адаптации. Эти птицы подбирают ветки или колючки кактусов и используют
их для исследования отверстий и трещин в деревьях и под корой. Когда попадается насекомое, веточка
или колючка кактуса используется для его прокалывания или исследования. Без подобного применения
орудий у этих вьюрков могут возникнуть такие же большие трудности с добычей пищи, как и у дятла,
внезапно лишившегося своего специализированного клюва. Вероятно, этим вьюркам присуща сильная
наследственная предрасположенность к выработке инструментальной деятельности (Beck, 1980).
Использование орудий, демонстрируемое еще одним видом птиц, может лежать ближе к
когнитивному концу континуума. Хант (Hunt, 1996) сравнил использование орудий у новокаледонских
ворон с человеческими культурами периода нижнего палеолита, в которых применялись орудия из
камня и кости. Было замечено, что вороны изготавливают и используют два различных типа орудий-
крюков, которые помогают им поймать жертву. Использование орудий, которое Хант наблюдал у этих
ворон, отличалось высокой степенью стандартизации, явно дискретными типами орудий и
применением крюков. Согласно Ханту, эти особенности ранее никогда не демонстрировались
живущими на воле животными, они появляются только в человеческих культурах после периода
нижнего палеолита.
Среди млекопитающих, не принадлежащих к приматам, только четыре вида повторно
используют орудия в различных ситуациях. Это африканский слон, азиатский слон, белый медведь и
морская выдра (Chevalier-Skolnikoff & Liska, 1993). Считается, что все эти животные отличаются
развитым интеллектом. У белых медведей и морских выдр инструментальная деятельность подчинена
прежде всего добыче пищи. У слонов, которые применяют орудия с наибольшей частотой и
разнообразием среди млекопитающих, не принадлежащих к приматам, использование орудий имеет
место главным образом при уходе за телом, например при избавлении от паразитов и охлаждении тела.
|