исследование артефактов, которое позволяет предположить, что тенденция к праворукости уходит в
прошлое на 1,9 миллиона лет. Разумеется, возникает вопрос, почему в нашем виде проявилась эта
тенденция к праворукости. Рукость это следствие существования определенных нервных структур, в
особенности асимметрии головного мозга, с незначительным увеличением у людей левой затылочной и
правой лобной долей (Holloway, 1981). Оббивание камней требует очень специфичных и совершенно
различных нервных функций для обеих рук. Одна рука держит камень в устойчивом положении, а другая
наносит точные удары, с тем чтобы отделить отщепы. Поскольку наращивание мозговой ткани является
по ряду причин дорогим удовольствием, для каждого полушария мозга более экономично выработать
специализацию. По той же причине, т. е. в силу экономии функции, речевые центры расположены
преимущественно в одном из полушарий. Некоторые теоретики предполагают наличие тесной связи
между эволюцией языка и эволюцией изготовления орудий. Оба вида деятельности требуют сложного
упорядочения. Однако археологические находки ископаемых остатков показывают, что использование
орудий опережало развитие сложной языковой способности на миллионы лет. Хотя асимметрия мозга и
рассматривается в качестве прямого следствия специализированных сложных способностей, таких как
производство орудий и язык, она не объясняет, почему в наших сообществах должна преобладать
праворукость. Мы знаем, что технологии изготовления орудий сохранялись в течение сотен тысяч лет
как следствие передачи культурных знаний. На протяжении этих длительных отрезков времени
инструментальной деятельности был присущ поразительный уровень консерватизма, когда в течение
десятков тысяч лет не отмечалось буквально никаких изменений. Возможно, что учиться у наставника
процедурам производства орудий становилось намного легче, если и наставник, и ученик были
праворукими.
Оценка когнитивной способности гоминидов
Уинн (Wynn, 1979, 1981) утверждает, что когнитивный уровень пользователей олдовайских
орудий отличается от уровня более позднего ашельского периода. Уинн полагает, что орудия,
произведенные олдовайской культурой, могли быть получены с помощью процесса проб и ошибок, и их
создание требовало только того, чтобы у нашего предка имелось внутреннее представление типа задачи,
для которого предназначалось орудие. Это помещает пользователей олдовайскими орудиями на
преоперациональныи интеллектуальный уровень в системе когнитивного развития, разработанной
Жаном Пиаже. Пиаже писал, что дети в возрасте от двух до семи лет обладают преоперациональным
интеллектом, в том смысле, что они могут пользоваться символами, думать и использовать речь, но не
рассуждают логически. Уинн считает, что каменные орудия ашельского периода из Исмилы, Танзания,
которые датируются временем примерно в 300 тыс. лет, указывают на операциональный уровень
интеллекта. Он основывает этот взгляд главным образом на двустороннем рубиле. Зеркальная
симметрия, присущая этому объекту, должна предвидеться до его создания, с тем чтобы заранее
устранить возможные ошибки. Пиаже доказывал, что симметрия никогда не воспринимается пассивно,
а должна активно конструироваться посредством такого операционального отношения, как обратимость.
Поскольку зеркальная симметрия является результатом изменения формы на обратную вдоль средней
линии, способность выполнить подобную задачу достигается не ранее операциональной стадии, так как
она требует одновременного представления формы и ее противоположности. Аргумент Уинна валиден,
если считать, что каждый каменный артефакт является изолированным изобретением создателя. Однако
это определенно не так. Культурная практика может проходить процесс избирательного формирования,
подобно тому как частотности генов подвергаются процессу естественного отбора. Известно, что
традиции изготовления каменных орудий были частью культуры, или предкультуры, гоминид в течение
по меньшей мере 2 миллионов лет до создания позднеашельского рубила. Это составляет огромный
период времени, обеспечивающий протекание культурной эволюции. Вероятно, что в течение такого
промежутка времени симметричные артефакты могли быть созданы благодаря всего лишь случаю, и
если они устраивали пользователей, по крайней мере некоторые компоненты процедуры, посредством
которой они изготавливались, могли быть включены в передаваемые традиции мастеров-
изготовителей. Со временем все компоненты производства совершенно симметричных каменных
орудий могли быть включены в традицию племени. Ашельский мастер мог обладать способностью
|