мысленно представлять симметрию рубила до его изготовления не в большей степени, чем
современный физик способен представить искривление времени и пространства.
Эстетическая манипуляция
В отличие от утилитарной технологии, которая развивалась на протяжении миллионов лет,
согласующиеся, надежные свидетельства об эстетической манипуляции, связанной с искусством,
появляются не ранее относительно недавнего времени 30-50 тыс. лет назад. Кроме того, в отличие от
утилитарной технологии, искусство, по-видимому, было с самого начала почти полностью
сложившимся в своем развитии. Утилитарная технология, которая была доступна во время пика
Ледникового периода, сильно отличается от технологии XX-XXI веков н. э., а пещерная живопись,
созданная в то время, столь же экспрессивна, как и современное искусство.
Искусство плейстоцена
Наше эстетическое чувство может быть всего лишь утонченным вариантом гештальт-восприятия,
которое мы разделяем со многими другими видами. В зависимости от своих конкретных адаптации
различные виды проявляют специфические предпочтения в отношении своей сенсорной среды. Одни
предпочитают густую листву, другие открытые саванны; некоторые чувствуют себя хорошо на ярком
солнце, другим комфортно только в самое темное время суток. У каждого вида определенные сенсорные
переживания вызывают отвращающие реакции, а другие переживания ощущение комфорта и
удовольствия. Когда у наших далеких предков формировались способности изготовления орудий,
происходило сопутствующее совершенствование перцептивного суждения. Момент, в который это
перцептивное суждение превращается, на наш взгляд, в эстетическое чувство, чисто произвольный.
Рубила, произведенные от 500 до 100 тыс. лет назад, свидетельствуют об определенном движении в
сторону все большей и большей симметрии и красоты (Schick & Toth, 1993). Конечно, можно возразить,
что все большая красота этих орудий являлась всего лишь случайным побочным продуктом их
возрастающей эффективности.
Однако стоянка в Юго-Восточной Англии, датируемая временем примерно 200 тыс. лет назад,
свидетельствует о появлении подлинного эстетического чувства (Oakley, 1981). На этой стоянке было
найдено рубило, явно сознательно сформированное вокруг окаменевших останков морского ежа,
вкрапленных в кусок кремня. Кроме этого каменного орудия с естественным украшением, были
обнаружены куски кремнистого сланца, содержавшие остатки кораллов, которые были перенесены на
другую стоянку, находившуюся примерно в 200 километрах от первой. Фрагменты кораллов были
сознательно покрыты красной охрой, железосодержащим минералом, который с далекого прошлого
используется в косметических целях, в частности при ритуальном раскрашивании тела. Имеются
определенные данные, что сообщества Homo erectus в Африке могли собирать красные минералы для
подобных целей уже 1,6 миллиона лет назад.
Одним из древнейших неутилитарных объектов (неутилитарных в том смысле, что они прямо не
способствуют выживанию) является костяная флейта, найденная в Северной Европе и датируемая
возрастом в 43-82 тыс. лет (Wong, 1997). Эта флейта имеет отношение к сообществам неандертальцев,
которые населяли этот регион в то время. Она примечательна потому, что, как правило, не находят
никаких артефактов искусства, связанных с неандертальцами. Хотя теория музыкальной гаммы будет
разработана не ранее 600 г. до н. э. в Вавилоне, эта неандертальская флейта, возможно, была способна
брать четыре ноты из гаммы. Было найдено лишь несколько других примеров произведений
неандертальского искусства. Например, зуб мамонта, который был превращен в декоративный амулет,
датирован возрастом примерно в 100 тыс. лет (Schwarcz & Skoflek, 1982). В отличие от людей
современного типа, которые придут им на смену, неандертальцы, по-видимому, создавали
произведения искусства на индивидуальной основе. Современный человек включил искусство в
устойчивые социальные традиции и ритуалы.
Люди современного типа, жившие в Восточной Европе около 27 тыс. лет назад, создали первые
|