керамические объекты из глины, обоженные в печи (Klima, 1990). Многие из этих глиняных фигурок
имели форму людей и животных, и есть данные, что их часто специально разбивали в ритуальных целях
(Vandiver et al., 1989). Одной из характерных категорий образов, созданных людьми, жившими в то время
в Восточной Европе, являются статуэтки женщин. Эти статуэтки вырезались из такого материала, как
слоновая кость, известняк и шпат, в дополнение к керамическим фигуркам, которые обжигали в печи.
Эти статуэтки обычно показывают очень развитые женские формы с крайне большими грудями,
ягодицами и животом. По-видимому, они изображали молодых женщин, имевших большой запас
жировой ткани или находившихся на продвинутой стадии беременности. Голени внизу заострены при
отсутствии ступней, а лица изображаются очень редко. Классический образец статуэтки этого типа,
найденный в нижней Австрии и датируемый временем около 26 тыс. лет назад, получил название
Венеры из Виллендорфа. Статуэтки небольшие и переносные, и большинство теоретиков полагают, что
они связаны с аспектами беременности и плодородия. Гипотеза, согласно которой эти объекты
использовались либо для облегчения беременности, либо для успешного продолжения беременности и
родов, подтверждается данными, собранными на стоянке на территории России, которая датируется
временем 26 тыс. лет назад (Gvozdover, 1987). Эта стоянка дала большинство подобных женских
статуэток, найденных в мире. Они вырезаны из бивня мамонта и изображают женщин на последних
стадиях беременности и деторождения.
Когда в 1879 г. в Альтамире, Северная Испания, были обнаружены пещерные рисунки, ученые
того времени их отвергли, приняв за современные подделки. Рисунки на потолке пещеры изображали
бизона, лошадей и других животных, окрашенных в красный, желтый и черный цвета (рис. 9.2).
Художник использовал естественные выпуклости и углубления в скале, чтобы придать изображенным
животным очень реалистичное трехмерное качество. Изящество и утонченность этого произведения
искусства не соответствовали представлениям, которые сложились у европейских ученых в отношении
художественных возможностей доисторических людей. Изображения из Альтамиры были признаны
лишь на рубеже следующего века, после того как во Франции и Испании было найдено множество
других стоянок Ледникового периода с произведениями пещерного искусства (Leakey, 1981). Пещерная
живопись начала появляться около 35 тыс. лет назад и сохранялась до конца Ледникового периода,
завершившегося примерно 10 тыс. лет назад. В течение этого периода в 25 тыс. лет общий паттерн
произведений искусства отличался поразительной устойчивостью. Эта общая схожесть в произведениях
искусства сохранялась на огромном географическом пространстве, охватывающем значительную часть
Европы, хотя большинство стоянок обнаружено во Франции и Северной Испании. Хотя в этот период
художественные стили оставались очень устойчивыми, в индустрии орудий происходили
последовательные и важные изменения. Постоянство художественных форм на протяжении столь
длительного периода времени свидетельствует о том, что они являлись частью ритуальной традиции,
которая имела большое значение.
Рис. 9.2. Наскальный рисунок из Альтамиры, пещеры бизона в Испании (Опубликовано с
разрешения American Museum of Natural History.)
Наиболее распространенными объектами, изображенными на палеолитических рисунках,
являются животные, но имеются также многочисленные абстрактные элементы в виде точек, линий,
квадратов и других символических образов. Среди животных чаще всего изображали лошадь, бизона и
быка. Отсутствует прямая связь между охотой на нарисованных животных и частотой их изображения.
Например, кости оленя составляют до 98% останков животных, найденных на этих стоянках, однако это
животное почти совсем не представлено на пещерных рисунках. На одном из самых древних рисунков в
пещере Коскер, который датируется временем более чем в 30 тыс. лет, изображены животные, охотиться
|