выживания, выбранной нашими предками-гоминидами, было обеспечение контроля над средой.
Частично об этом свидетельствует многовековая история инструментальной деятельности. Те же самые
навыки, которые были выработаны для изготовления орудий труда, могли применяться для украшения
особыми символами этих орудий, а также тел их пользователей.
Искусство в его наиболее ранней форме было всего лишь выражением индивидуальных
творческих способностей. Оно прямо способствовало приспособляемости, делая индивидуума более
привлекательным для возможных брачных партнеров, и косвенно посредством повышения
социального статуса. Новшества в технике украшения тела и использование языка были самыми
первыми предшественниками изобразительного искусства, танца и поэзии. Как было указано в главах 4
и 5, в нашем виде, вероятно, имел место процесс спонтанного полового отбора (runaway sexual selection)
творческого поведения и языка.
Использование творческих новшеств, с тем чтобы показать себя в более выгодном свете и
разрешить проблемы, филогенетически древняя черта, которая, вероятно, присутствовала у общих
предков людей и шимпанзе. Джейн Гудолл (Goodall, 1971) однажды заметила, как самец шимпанзе
повысил свой статус, «изобретя» прием, состоявший в том, что он ударял друг о друга пустые канистры
из-под керосина, производя устрашающий шум. Новаторское решение проблем, которое Вольфганг
Келер (Коhler, 1976) наблюдал у шимпанзе и которое он назвал научением путем инсайта, также
представляет собой форму выражения творческих способностей. Хотя новшества в этих примерах
давали утилитарную выгоду, черта, отделяющая этот вид творчества от подлинной художественной
экспрессии, очень тонка. У примитивных народов создание визуальных образов, специальные объекты
и модели поведения часто служат практической цели контролирования определенных аспектов среды
посредством магии.
Когда наши древние предки создавали в целях магического контроля специальные объекты, такие
как талисманы, которые, как ожидалось, должны повлиять на среду, эти объекты неизбежно
производили сильный психологический эффект. Социальная власть, которая была у шаманов,
осуществлявших контроль над магическими объектами и ритуалами, без сомнений, обеспечивала этим
индивидуумам больший репродуктивный успех. Однако большего репродуктивного успеха добивались
далеко не одни индивидуальные носители сверхъестественной силы (рис. 9.3). В выигрыше оказывался
каждый член группы. Особые ритуалы были призваны сплотить членов группы и эффективно
организовать их деятельность, направленную на достижение желаемых целей, таких как успех на охоте
или удача в войне с другими племенами. Кроме придания группам большей сплоченности и повышения
эффективности их действий, искусство и церемонии делали групповое знание более впечатляющим и
тем самым более акцентированным и запоминающимся, помогая сохранять жизненно важную
информацию на протяжении многих поколений.
Рис. 9.3. «Колдон» из пещеры Де Труа Фрер (Трех братьев) во французских Пиренеях, датируемый
временем 16 тыс. лет назад (Опубликовано с разрешения American Museum of Natural History.)
Нэнси Эйкен (Aiken, 1998) изучила эстетическую реакцию как часть нашей эволюционирующей
психологии. На эстетическую реакцию частично влияет научение, но она также подвержена влиянию
врожденного набора инициированных реакций.
|