Определенные конфигурации линий, формы, цвета и звука в произведениях искусства вызывают
у наблюдателей эмоциональные реакции. Это происходит не только в силу ассоциаций с этими
конфигурациями, усвоенными наблюдателем, но и в силу безусловных рефлексов. То есть каждая
конфигурация это стимул, который при адекватных условиях запускает у наблюдателя нервный
механизм, который, в свою очередь, заставляет наблюдателя совершать определенное действие. В
случае наблюдателей произведений искусства действие состоит в изменениях автономной нервной
системы, которые описываются наблюдателями как эмоциональные или эстетические реакции (р. 29).
Некоторые инициирующие стимулы такие как открытые ландшафты наподобие саванн
вызывают приятные подкрепляющие реакции. Другие инициирующие стимулы продуцируют
отвращающие или оборонительные реакции. Например, пятна-глазки, выделяемые, когда они
контрастируют с кривыми линиями, и красный цвет являются потенциально отвращающими
раздражителями. Эти неприятные или угрожающие стимулы становятся подкрепляющими, когда
предъявляются в форме искусства, поскольку они представлены в контролируемых, неопасных
контекстах.
Когда нервные структуры, которые обрабатывают эти инициирующие стимулы, спонтанно
активизируются, базовые визуальные компоненты этих инициаторов ощущаются как галлюцинации
(Aiken, 1998). Эти внезапно появляющиеся визуальные паттерны состоят из решеток, точек, спиралей,
зигзагов, кругов и кривых линий и называются энтоптическими (относящимися к «внутреннему
зрению») феноменами или фосфенами. О подобных образах повсеместно сообщают люди, которые
находились в измененном состоянии сознания, независимо от того, было ли это состояние вызвано
психотропными наркотиками, жаром, голодом, бессонницей, патологией мозга или его электрической
стимуляцией. Современные шаманистские сообщества, такие как народ сан в пустыне Калахари,
воссоздают эти образы в своем наскальном искусстве (Lewis-Williams & Dowson, 1988), а в
палеолитическом пещерном искусстве эти паттерны появляются среди изображений животных (рис.
9.4). Паттерны фосфенов также присутствуют в рисунках детей и в определенной степени даже в
рисунках, выполненных человекообразными обезьянами. Универсальность энтоптических образов
обусловлена общей нервной архитектурой мозга высших приматов. Обратите внимание на богатство
энтоптических образов, представленных на рис. 9.5, композиции черной тушью, выполненной 12-
летней американской девочкой.
Рис. 9.4. Энтоптические образы, присутствующие в рисунках современных детей, современных
охотников и собирателей, палеолитических людей, человекообразных обезьян и людей в
измененных
состояниях сознания
|