Рис. 9.5. Пример обильного использования энтоптических образов в композиции тушью
одаренной 12-летней девочки (Опубликовано с разрешения Nani Faye Palmer.)
Определение того, как конкретные базовые паттерны фосфенов формируют строительные
кирпичики тех или иных биологических смысловых стимулов, задача будущих неврологических
исследований. Например, один из требующих проверки вопросов таков: активизируется ли у человека,
видящего оскаленные клыки хищника, та же часть мозга, которая становится активной, когда
предъявляется энтоптический зигзагообразный паттерн.
Идеи, обрисованные выше, были высказаны в начале XX века психологом Карлом Юнгом (Jung,
1969). Юнг говорил о коллективном бессознательном, которое наследуется биологически и состоит из
предсуществующих форм, архетипов. Считалось, что архетипы это неопределенные структуры,
которые кристаллизуются в конкретную форму в результате личного опыта индивидуума. Кроме того,
Юнг полагал, что каждый индивидуум наследует ранее сформированные паттерны апперцепции,
которые направляют и ограничивают сознательную обработку определенного опыта. Таким образом, по
Юнгу, такие понятия, как добро и зло, смерть и бессмертие, душа и Бог, являются частью врожденной
психологической архитектуры, характерной для человеческого вида. Возможно, что большая часть
искусства плейстоцена создавалась, чтобы выразить подобные духовные понятия. Возможно, что
группы, которые могли создавать подобные символы и объединяться вокруг них, были более
сплоченными и, следовательно, имели больше шансов выжить, чем другие группы, у которых этот
общий паттерн поведения отсутствовал.
Вставка. «Мягкий» аспект каменного века: происхождение текстиля и одежды
Термины палеолит, мезолит и неолит древний, средний и новый каменные века
соответственно используют для обозначения общих направлений культурного развития человечества.
Использование этих терминов не только отражает тенденцию, выводимую из археологических данных,
но также увековечивает и усиливает концептуальную тенденциозность даже среди ученых, которые
должны быть более проницательными. Инструменты из камня и кости все, что осталось от далекого
прошлого, по той простой причине, что они долговечны. Когда мы пытаемся воссоздать картину
культуры и повседневного существования людей, которые оставили эти орудия, то должны помнить о
следующем: все, что мы имеем, это выборка долговечных, а не репрезентативных артефактов. Такие
объекты, как копьеметалки, вырезанные из бивней мамонта, и обилие каменных наконечников копий
способствовали созданию образа сообществ позднего плейстоцена, который вращается вокруг мужской
охоты на крупного зверя. Графические реконструкции облика мужчин и женщин из этих сообществ, как
правило, показывают их одетыми в звериные шкуры.
Данным, которые указывали на нечто совершенно иное, не придавали значения. К примеру,
фигурки «венер», которые, как считают, являются символами плодородия и датируются временем более
|