Navigation bar
  Print document Start Previous page
 178 of 230 
Next page End  

Рис. 9.5. Пример обильного использования энтоптических образов в композиции тушью
одаренной 12-летней девочки (Опубликовано с разрешения Nani Faye Palmer.)
Определение того, как конкретные базовые паттерны фосфенов формируют строительные
кирпичики тех или иных биологических смысловых стимулов, — задача будущих неврологических
исследований. Например, один из требующих проверки вопросов таков: активизируется ли у человека,
видящего оскаленные клыки хищника, та же часть мозга, которая становится активной, когда
предъявляется энтоптический зигзагообразный паттерн.
Идеи, обрисованные выше, были высказаны в начале XX века психологом Карлом Юнгом (Jung,
1969). Юнг говорил о коллективном бессознательном, которое наследуется биологически и состоит из
предсуществующих форм, архетипов. Считалось, что архетипы — это неопределенные структуры,
которые кристаллизуются в конкретную форму в результате личного опыта индивидуума. Кроме того,
Юнг полагал, что каждый индивидуум наследует ранее сформированные паттерны апперцепции,
которые направляют и ограничивают сознательную обработку определенного опыта. Таким образом, по
Юнгу, такие понятия, как добро и зло, смерть и бессмертие, душа и Бог, являются частью врожденной
психологической архитектуры, характерной для человеческого вида. Возможно, что большая часть
искусства плейстоцена создавалась, чтобы выразить подобные духовные понятия. Возможно, что
группы, которые могли создавать подобные символы и объединяться вокруг них, были более
сплоченными и, следовательно, имели больше шансов выжить, чем другие группы, у которых этот
общий паттерн поведения отсутствовал.
Вставка. «Мягкий» аспект каменного века: происхождение текстиля и одежды
Термины палеолит, мезолит и неолит — древний, средний и новый каменные века
соответственно — используют для обозначения общих направлений культурного развития человечества.
Использование этих терминов не только отражает тенденцию, выводимую из археологических данных,
но также увековечивает и усиливает концептуальную тенденциозность даже среди ученых, которые
должны быть более проницательными. Инструменты из камня и кости — все, что осталось от далекого
прошлого, по той простой причине, что они долговечны. Когда мы пытаемся воссоздать картину
культуры и повседневного существования людей, которые оставили эти орудия, то должны помнить о
следующем: все, что мы имеем, — это выборка долговечных, а не репрезентативных артефактов. Такие
объекты, как копьеметалки, вырезанные из бивней мамонта, и обилие каменных наконечников копий
способствовали созданию образа сообществ позднего плейстоцена, который вращается вокруг мужской
охоты на крупного зверя. Графические реконструкции облика мужчин и женщин из этих сообществ, как
правило, показывают их одетыми в звериные шкуры.
Данным, которые указывали на нечто совершенно иное, не придавали значения. К примеру,
фигурки «венер», которые, как считают, являются символами плодородия и датируются временем более
Hosted by uCoz