грацию и изящество, часто сочетающиеся с насилием. Врожденные предпочтения, которые
поддерживают сложные культурные традиции, обнаруживающие себя в виде спортивных состязаний,
вероятно, сформировались благодаря адаптивному преимуществу, полученному за счет проявления
активного интереса к межплеменным столкновениям. Центральная функция спортивных соревнований,
с точки зрения развития адаптационных способностей, не пробуждение эстетических реакций, но эти
реакции, определенно, являются общим феноменом.
То же самое можно сказать о развлечениях. Несмотря на ярлык «развлекательные виды
искусства», первичная функция развлечений состоит не в продуцировании искусства, хотя последнее
часто является побочным результатом продуцирования развлечений, а иногда и неотъемлемо от них.
Развлечения используют наш врожденный интерес к социальному поведению наших собратьев. В
особенности нас интересуют секс, ухаживания, состязания и опасности. Повествование, или
рассказывание историй, вероятно, столь же древнее явление, как и сам язык. Проявление живого
интереса при слушании историй было необходимо для ассимиляции культурной информации. Большое
адаптивное преимущество получали те индивидуумы, которых отличал подобный интерес к рассказам,
тогда как индивидуумы, у которых такой интерес отсутствовал, напротив, оказывались в очень
невыгодном положении. Существование тысяч мифов, легенд, народных сказок, повестей, пьес и
кинофильмов является следствием нашего происхождения от предков, которые отдавали явное
предпочтение слушанию рассказов. Вопрос, какой процент «развлечений» относится к искусству,
остается открытым. Если мы воспользуемся определением искусства, предложенным Диссаниейк
«нечто сделанное особенным», тогда явная банальность большинства развлечений исключает их из
категории искусства.
Искусство обогащает буквально каждый аспект человеческого существования. Оно может
существовать как нечто самодостаточное. Но чаще оно включено в другие особенности человеческой
жизни. Развлечения, религия, украшение тела, архитектура, средства сообщения, игра все это
усиливается искусством. Даже наука обогащается за счет содержательной творческой деятельности.
Искусство становится возможным благодаря комбинации внутренних эстетических ценностей
(особенность, которую мы разделяем с другими видами) и сознания высшего порядка (особенность,
существующая, насколько известно, только у людей), которая наделяет нас способностью намеренного
действия. Высоко развитый человеческий мозг способен генерировать комплексные ментальные
представления, включая сложные визуальные образы. Сознание высшего порядка наделяет нас
способностью осознавать наши собственные ментальные представления, а также то, что сознание и
ментальные атрибуты могут быть присущи и другим. Это дает толчок к тому, чтобы придать материи
такую форму, которая позволит передать другим нечто из нашего внутреннего опыта. Способов, какими
можно придать материи форму, необходимую для этой цели, несметное множество. Живопись,
скульптура, музыка и повествование все это категории художественной экспрессии, имеющие очень
древнюю историю. По мере усложнения наших технологий добавляются все новые и новые категории
художественной экспрессии. Независимо от того, является ли материалом-посредником краска,
фотопленка или электронно-цифровая информация, базовая мотивация к творческой экспрессии
заключена в нашей эволюционирующей психологии.
Резюме
Наш успех как вида обусловлен главным образом использованием нами технологии с целью
освоения физической среды. Этот вид утилитарной технологии отличается от неутилитарной
технологии искусства. Утилитарная технология, т. е. использование орудий, свойственна не только
людям она имеет широкое, хотя и не всеобщее распространение в царстве животных.
Единственными приматами, не принадлежащими к человеческому роду, которые регулярно пользуются
орудиями, являются наши ближайшие филогенетические родственники, шимпанзе. Это показывает, что
инструментальная деятельность существует в человеческом роду более пяти миллионов лет, восходя к
общему предку людей и шимпанзе.
Древнейшие орудия труда, которые можно определенно идентифицировать как таковые,
|