датируются временем более чем в 2,5 миллиона лет. Это галечные орудия олдовайской культуры. На
смену ей пришла ашельская инструментальная индустрия, характеризуемая двусторонними формами,
такими как рубило. Ашельская индустрия, сохранявшаяся в период с 1,7 миллиона до 200 тыс. лет назад,
демонстрирует существование культурной традиции, почти не подвергавшейся изменениям. Наиболее
сложные индустрии каменных орудий совпадают с появлением в Европе человека разумного
современного типа (Homo sapiens sapiens) примерно 40 тыс. лет назад. В тот момент темп нововведений
резко увеличился и с тех пор продолжает прогрессивно возрастать.
Руки и мозг людей отличаются особыми анатомическими адаптациями, показывающими, что
использование орудий было селективным фактором в нашей эволюционной истории. Наш вид также
демонстрирует уникальный паттерн предрасположенности к праворукости (около 90%), который может
являться следствием культурной передачи приемов инструментальной деятельности на протяжении
длительного времени. Возможно, что учиться у наставника процедурам изготовления орудий было
намного легче, если и наставник, и ученик были праворукими. Переход к конструированию более
симметричных каменных орудий примерно 300 тыс. лет назад может свидетельствовать о повышении
общей когнитивной способности с дооперационального (дологического) уровня к конкретно-
операциональному (логическому).
Хотя имеются данные о зарождающемся эстетическом чувстве на основании артефактов,
датируемых временем примерно 200 тыс. назад, согласованные данные о произведениях искусства
появляются не ранее 50 тыс. лет назад. В период между 35 и 100 тыс. лет назад устойчиво сохранялась
пещерная живопись, отличавшаяся большим изяществом и стилистической сложностью. Постоянство
художественных форм на протяжении столь длительного периода показывает, что они составляли часть
ритуальной традиции.
Использование творческих новшеств с целью произвести более сильное впечатление на
окружающих и разрешить проблемы филогенетически древняя черта, которая, вероятно,
присутствовала у общих предков людей и шимпанзе. Первоначальной формой искусства, вероятно,
были новации в украшении тела, движении или использовании языка, с тем чтобы сделать себя более
привлекательным для возможных брачных партнеров или повысить свой социальный статус. Позже
искусство стали использовать для развития ритуалов и традиций, которые облегчали групповую
сплоченность и эффективность.
Подлинная художественная экспрессия требует сознания высшего порядка, понимания
собственного осознания и, следовательно, возможности того, чтобы другие разделяли это осознание.
Предварительным шагом к сознанию высшего порядка является самосознание, зачатки которого
выявлены у человекообразных обезьян и бутылконосых дельфинов, узнающих себя в зеркале. Дети
начинают узнавать себя в зеркале к 18-месячному возрасту. К четырем годам нормальным детям
присуще хорошо развитое понятие теории разума, т. е. понимание того, что мышление других подобно
их собственному, и регулирование своего поведения в соответствии с этим взглядом. Существование
теории разума у видов, не принадлежащих к человеческому роду, пока еще не было надежно
продемонстрировано. Искусство становится возможным благодаря комбинации внутренних
эстетических ценностей (особенность, которую мы разделяем с другими видами) и сознания высшего
порядка (особенность, существующая, насколько известно, только у людей), которая наделяет нас
способностью намеренного действия.
Вопросы для обсуждения
1. Обсудите развитие технологии в период с 2,5 миллиона до 10 тыс. лет назад. Какую
информацию, касающуюся культуры и когнитивного развития, приносят археологические находки?
2. Какие аспекты пещерной живописи плейстоцена указывают на ее ритуальное значение? Каким
образом искусство способствует выживанию группы?
3. Как идея Карла Юнга о коллективном бессознательном связана с идеей об общей нервной
архитектуре и энтоптических образах?
Ключевые термины
|