более чем просто случайное совпадение. Начиная со времен Платона для западной философской
традиции типично рассматривать психику как синоним души. Французский философ Рене Декарт довел
подобное рассмотрение до крайности, когда объявил человеческую психику / интеллект священной
духовной сущностью, управляющей телом как машиной из «места души» шишковидной железы.
Заметно отличается от этого типичный для восточной философской традиции взгляд на психику как на
земную сущность, которая служит препятствием для духовного развития. Возможно, на Западе светские
научные работники, которые должны отказываться от публичных религиозных воззрений, продолжают
крепко держаться за внушенные культурой верования относительно священной природы психики. Для
них психика это тщательно охраняемая башня из слоновой кости, полная нетронутых загадок, которая
никогда, ни при каких обстоятельствах не должна попасть под беспристрастный пытливый окуляр
науки.
Эволюционная психология
По словам Леды Космидес и Джона Туби, руководителей Центра эволюционной психологии
Университета Санта-Барбары (Калифорния), эволюционная психология отличается от социобиологии
тем, что объединяет эволюционную биологию с когнитивной наукой (Small, 1995). Эволюционная
психология рассматривает психику как набор обрабатывающих информацию механизмов, которые
возникли в процессе естественного отбора для решения задач адаптации, стоявших перед нашими
предками охотниками и собирателями.
Дэвид Басе, эволюционный психолог из Техасского университета, резюмирует это в следующей
формулировке: «Социобиология игнорирует психику и сосредоточивается на поведении, тогда как
эволюционная психология рассматривает психику (т. е. наши сложившиеся в ходе эволюции
психологические механизмы) в качестве центрального локуса адаптации» (Small, 1995; р. 8). Затем Басе
объясняет отличие между двумя дисциплинами, описывая социобиологический взгляд на природу
людей как на наиболее приспособленный к окружающей среде вид, в то время как эволюционная
психология рассматривает людей как обладателей видоспецифических психологических механизмов,
которые эволюционировали, вероятностно способствуя повышению приспособленности, но не всегда
достигая такого результата. К примеру, немногие люди стремятся зачать детей в половых сношениях вне
брака, а когда мужчины мастурбируют после просмотра порноматериалов, это вовсе не способствует
размножению. Однако в обоих случаях поведение может быть истолковано как результат эволюционно
сложившихся психологических механизмов, которые в целом повышают приспособленность (табл. 1.1).
Космидес и Туби пишут:
«Наш вид существовал в виде охотников и собирателей в 1000 раз дольше, чем в любом другом
состоянии. Мир, который кажется нам таким привычным, мир с дорогами, школами, бакалеями,
заводами, фермами и национальными государствами, существует буквально мгновение по сравнению со
всей историей эволюции. Компьютерная эра лишь чуть старше среднестатистического студента
колледжа, а промышленной революции исполнилось всего 200 лет. Сельское хозяйство впервые
появилось на Земле 10 000 лет назад, и только 5000 лет назад половина человечества предпочла
сельское хозяйство охоте и собирательству. Естественный отбор это медленный процесс, и еще
сменилось недостаточное число поколений, чтобы он выработал схемы, хорошо приспособленные для
нашей постиндустриальной жизни. Другими словами, в наших современных черепных коробках
находится психика каменного века... Говоря так, мы не подразумеваем, что наша психика примитивна.
Как раз наоборот: это весьма сложно устроенный компьютер, чьи схемы изящно разработаны для
решения ряда проблем, с которыми повседневно сталкивались наши предки» (Cosmides & Tooby, 1997, p.
11).
Таблица 1.1. Сложившиеся в ходе эволюции психологические механизмы: 10 примеров
Психологический механизм
Функция
Автор(ы)
1. Боязнь змей
Позволяет избегать ядовитых укусов
Marks (1987)
2. Более развитая у женщин
пространственная память
Повышает успешность при
заготовлении еды/ собирательстве
Silverman и Eals (1992)
|