результате Вильсон, профессор биологии в Гарвардском университете, не только подвергся печатным
нападкам, но и пострадал от физических нападений. Термин «социобиология» стал ассоциироваться с
множеством негативных понятий (расизм, сексизм), и лишь немногие представители академической
науки рискнули выступить в защиту социобиологических теорий. Введение нового термина для
исследований человеческого поведения с эволюционной перспективы частично обусловлено желанием
ученых отмежеваться от негативных ассоциаций. Этим термином стала эволюционная психология.
Вставка. Нападки на эволюционную психологию
С момента своего возникновения область эволюционной психологии, как и предшествующие
направления, подверглась яростной критике. Разумеется, критика играет живительную роль в развитии
науки. К сожалению, значительная часть критики, направленной на эволюционную психологию,
игнорирует массив эмпирических данных и логические выводы, на которых она базируется. В сущности,
к эволюционной Психологии часто относятся так, как если бы она была своего рода ересью, а не
научной дисциплиной, стремящейся к пониманию человеческого поведения. Один особенно крикливый
критик почему-то использует свою компетентность в области палеонтологии моллюсков для
всеобъемлющего истолкования эволюции приматов и психологии, с тем чтобы резко критиковать всю
область эволюционной психологии. Это не значит, что люди, не являющиеся квалифицированными
экспертами в некоторой научной дисциплине, не могут быть проницательными критиками или
приносить ей пользу как-то иначе. К сожалению, критические отзывы данного исследователя
моллюсков не были вызваны заботой о научной истине. Написанные им критические статьи об
эволюционной психологии оказались пропагандой, эмоционально заряженной, но логически
бессвязной.
Что же за ересь содержится в эволюционной психологии, раз она вызывает столь яростную
реакцию? Как-никак, основополагающим принципом эволюционной психологии является то, что у
людей, как у любых других животных, есть сформировавшиеся в ходе эволюции поведенческие
предрасположенности. Последние являются результатом длительной адаптивной эволюции. Они
существуют, поскольку вызываемое ими поведение в целом повышает выживаемость и/или
воспроизводство тех, кто обладает этими чертами. Если бы критики были просто
антиэволюционистами, которые выдвигают поверхностные аргументы еще со времен Дарвина, то в
этом не было бы никакой загадки. Большинство антиэволюционистов являются приверженцами
фундаментальных религиозных верований, в которых нет места эволюционной теории. Для этих людей
отказаться от противостояния дарвинизму стало бы просто бесчестьем. Напротив, большинство
откровенных критиков эволюционной психологии общепризнанные атеисты, которые
предположительно являются верными сторонниками эволюционной теории. Почему же эволюционный
подход к человеческой психике кажется для них в чем-то угрожающим?
Один часто выдвигаемый аргумент против эволюционной психологии состоит в следующем:
увеличение головного мозга человека в ходе эволюции вероятностным образом создало возможность
для появления языка (речи), познания и всех других аспектов сложного поведения. Человеческая
психика и породивший ее, программируемый окружающей средой и культурой, девственно чистый мозг
загадочным образом появились в результате ряда уникальных, неповторимых случайностей, которые
выпадают из земного, совсем не мистического процесса биологической эволюции. Эти критики почему-
то не придают значения многочисленным данным, опровергающим подобный взгляд на человеческую
психику. Проведенные за последние несколько десятков лет лингвистические и психологические
исследования однозначно продемонстрировали, что язык (речь) и сложное познание не могут
возникнуть спонтанно. Для этого требуются очень сложные, узкоспециализированные нервные
структуры, которые возникают в онтогенезе в ходе взаимодействия специализированных генов со
стимулами, поступающими из внешней среды. Эти специализированные гены являются результатом
адаптивной эволюции. Психические функции не существовали бы, не будь они сформированы
естественным отбором. Это очевидно.
В таком случае, по какой причине чему-то столь очевидному противостоят со всем рвением и
одержимостью, близкой к «священной войне»? Возможно, такая схожесть с религиозным поведением
|