дротик будет брошен, мы ничего не сможем сделать, чтобы изменить его полет. Чтобы успешно бросать
снаряды в цель, особенно в движущуюся, нужна сложная нервная цепочка. Хотя большие обезьяны в
своей жизни иногда кидают предметы, точность их броска невысока. Другое отличие людей от обезьян
состоит в том, что хотя отдельные обезьяны могут пользоваться преимущественно какой-то одной
рукой, для вида в целом не характерна праворукость или леворукость. В противоположность этому,
примерно 89% людей предпочитают писать (так же, как и метать предметы) правой рукой.
Последовательные движения с минимумом обратной связи явление не уникальное для людей.
Многие виды, в особенности хищники, охотящиеся из засады, должны непосредственно перед прыжком
просчитать все необходимые мышечные сокращения, которые позволят им успешно атаковать ничего не
подозревающую жертву. При этом типе активности нет значительной разницы в движении левой и
правой половин тела. Таким образом, не происходит специализация функции в одном полушарии
больше, чем в другом. Но при метательных движениях, выполняемых одной рукой (что более
эффективно, так как увеличивает расстояние броска), есть специализация одной из сторон тела. Почему
предпочтительной стороной оказалась правая (и, соответственно, левое полушарие мозга) стало
предметом множества споров. Кельвин (1982) сделал предположение (маловероятное), что детей
укачивали с левой стороны, где удары сердца матери лучше слышны. У ранних гоминид-самок,
державших своих чад в левой руке, дети засыпали крепче, что позволяло матерям подкрасться к жертве
и не быть обнаруженными хищниками. Укачивая детей левой рукой, они чаще использовали правую
руку для метания и других сложных движений, поэтому мог происходить отбор для более комплексного
развития левого полушария мозга, управляющего этими действиями. Кельвин добавил, что развитие
этой последовательной нервной механики левого полушария привело к одновременному развитию
речи. Известно, что у людей, перенесших левосторонний инсульт, часто отмечаются проблемы с
пониманием речи и со способностью говорить. Кроме этого у них часто наблюдаются нарушения
последовательности. Сюда можно отнести построение слов в правильном порядке и понимание
значения порядка слов (проблемы с синтаксисом), последовательность мимики и последовательность
повседневного поведения. Археологические источники свидетельствуют, что бипедализм появился
раньше основной энцефализации. Исходя из этого, последующая эволюция размеров и сложности мозга
нашей генеалогической линии должна быть связана с факторами, действовавшими после такого
изменения в движении.
Гипотеза баллистической охоты Кельвина (1982) согласуется со многими фактами. Однако она во
многом основывается на предположении, что гоминиды адаптировались к охоте на очень ранней
стадии. Хотя и возможно, что древние гоминиды применяли баллистическую охоту, но данные
археологии свидетельствуют, что основным источником еды для них была падаль. Мы можем
выдвинуть версию, что совокупность нейронных схем левого полушария исходно развилась как
приспособление к правостороннему владению дубиной. Используя в качестве дубинки даже простую
палку или кость, маленькие двуногие гоминиды могли отгонять от трупов меньших животных-
падалыциков, разделывать тушу, отрезать куски грубыми каменными инструментами и быстро покидать
опасное место до прибытия крупных падальщиков. Учитывая условия жизни в саванне, эти существа
были очень уязвимы для большинства крупных хищников. Двуногость обеспечила оптимальную
энергетическую эффективность преодоления больших дистанций с наименьшей затратой калорий, но
создала трудности в достижении хорошей скорости бега. Способность владеть дубиной преобразила
очень уязвимое существо, и даже крупные хищники стали приближаться к нему с осторожностью.
Нервные схемы, развившиеся в результате владения дубиной, стали основой для баллистического
метания, которое занимает основное место в гипотезе Кельвина. После установления последовательных
схем в головном мозге гоминид развитие мозга стал обусловливать новый основной фактор речь.
Речь
Исследования правой и левой половин мозга у малых обезьян Старого Света выявили, что левое
полушарие управляет коммуникативными и тонкими моторными навыками, а правое полушарие
отвечает за зрительное восприятие (Faulk, 1987). Это свидетельствует в пользу того, что специализация
сторон (по поводу которой теоретизировал Кельвин) произошла задолго до эволюционной стадии
|