Рис. 4.1. Языковые центры левого полушария. Центр языкового восприятия, зона Вернике,
присоединен к центру произношения речи, расположенному в зоне Брока, дугообразными пучками
нервов
Люди, у которых зона Брока повреждена, страдают так называемой афазией Брока (Carlson, 1997).
При афазии человек лишается способности разговаривать или понимать речь. Если повреждения зоны
Брока достаточно серьезны, больной может остаться немым. При менее серьезных повреждениях
возможны трудности при выборе слов такое явление называется аномия (неспособность правильно
подобрать наименование предмета). Результатом незначительных повреждений зоны Брока оказывается
так называемый аграмматизм, проявляющийся главным образом при использовании синтаксиса.
Синтаксис позволяет нам установить значение цепочки слов в зависимости от порядка их
расположения. Так, значение цепочки «Bob hit the ball» (Боб бьет мяч) отличается от значения цепочки
тех же слов, расположенных в другом порядке: «the ball hit Bob» (мяч бьет Боба), однако человек с
поврежденной зоной Брока не способен различить эти предложения.
Собственно говоря, один из тестов на выявление аграмматизма заключается в том, чтобы
продиктовать пациенту предложение вроде «Корова лягнула лошадь», а потом попросить его выбрать
картинку, соответствующую предложению. Затем пациент должен сделать выбор между картинкой, на
которой корова лягает лошадь, и другой, на которой лошадь лягает корову. Люди, страдающие
аграмматизмом Брока, не способны уловить разницу. Из полученных данных можно сделать вывод, что
зона Брока отвечает за сохранность моторной памяти, позволяющей произносить слова и выстраивать
предложения. Человеческая речь сложный процесс, складывающийся из тончайшего взаимодействия
различных элементов. Выдыхание воздуха из легких, вибрация гортани, а также положение губ и языка
и их движение все это должно работать одновременно, чтобы человек мог произносить нормальные
звуки. Зона Брока отвечает за сохранность не только моторной памяти, позволяющей произносить
отдельные звуки, из которых складываются слова, но и за правильное согласование этих звуков. Это
грамматическое содержание.
Вскоре после открытий Брока немецкий невропатолог Карл Вернике открыл еще один участок
мозга, повреждение которого вызывало афазию (Carlson, 1998). При этой разновидности афазии больной
может говорить достаточно бегло, но не в состоянии понимать речь, которую слышит. Этот участок
мозга находится в верхней височной доле и теперь называется зоной Вернике, а афазия, возникающая
при его повреждении, носит название сенсорной афазии, рецептивной афазии или афазии Вернике.
Люди, страдающие афазией Вернике, говорят бегло и грамматически правильно, но речь их совершенно
лишена смысла. Создается впечатление, что они не понимают, что говорят, а также не понимают речь
других людей.
Анализ последствий повреждений зоны Вернике позволяет сделать вывод, что эта область
отвечает за воспоминания, обеспечивающие логические соответствия определенных звуков и слов
объектам, которые они называют. Например, если человек произносит слово «лошадь», это означает, что
он создает определенную структуру звуковых волн, распространяющуюся по воздуху от органов речи
говорящего к органу слуха воспринимающего информацию, где преобразовывается в определенную
структуру нервных импульсов, которые проходят через слуховые нервы коры головного мозга. Двигаясь
через зону Вернике, эти импульсы подключаются к понятийным воспоминаниям, которые
соответствуют конкретной звуковой структуре. Это может быть, например, сложный зрительный образ
четвероногого животного, его движений, звуков, которые оно издает, запахов и других связанных с ним
ассоциаций. Лингвистические способности не равны познавательным. Цель языка обеспечить связь
между миром наших знаний и соответствующей ему системой коммуникации (по крайней мере, какими-
либо ее аспектами), при помощи которой было бы возможно общение с другими людьми, обладающими
сходным мышлением и сходными языковыми способностями.
Зону Вернике и зону Брока связывают нервные волокна, так называемые дугообразные пучки
(Carlson, 1998). При их повреждении наступает состояние, известное как смысловая афазия. Люди с
таким заболеванием не способны повторять слова, лишенные смысла. Таким образом, если они
сталкиваются со словом вроде «лошадь», «корова», «дом» и т. д., они обычно в состоянии его повторить,
однако часто допускают очень нетипичные ошибки. Например, если стимулом является слово «волк»,
|