они, скорее всего, ответят «собака», а «афалину» назовут «дельфином». Это еще раз подтверждает
теорию, согласно которой язык и знание не одно и то же. Когда человек со смысловой афазией
слышит новое слово, оно попадает в неповрежденную зону Вернике, однако, поскольку связь с зоной
Брока нарушена, связать звуковую форму с проводящими путями в зоне Брока невозможно. Однако если
это знакомое слово, его звучание, преобразованное в набор нервных импульсов, стимулирует
воспоминания, ассоциирующиеся с этим словом и располагающиеся в зоне Вернике. Таким образом,
когда больные слышат слово «волк», оно вызывает зрительный образ волка, который неотличим от
зрительного образа, возникающего при произнесении слова «собака», и, соответственно, человек
произносит это слово вместо нужного.
Просодия (супрасегментные средства организации речи.
Примеч. ред.)
относится к
эмоциональному аспекту речи внимание уделяется не тому, что именно произносится, а как это
произносится, с какой интонацией (Carlson, 1997). У людей с повреждениями правого полушария
сохраняются основные речевые навыки, но устную речь они воспринимают механически, как
компьютер. Они, например, не могут распознать иронию, равно как и другие эмоциональные оттенки
услышанного, не могут определить, что было сказано со злостью, что с грустью, серьезен говорящий или
дерзок.
Необходимо отметить, что даже при невербальном общении, например, когда речь идет о языке
жестов, области мозга, ответственные за него, в большинстве случаев те же, что и при устной речи.
Пойзнер, Клима и Беллуги (Poizner, Clima & Bellugi, 1987) изучили повреждения мозга людей,
использующих ASL, и пришли к выводу, что ASL в основном управляется левым полушарием и что
повреждения верхней части левого полушария (т. е. зоны Брока) сопровождаются нарушением речевой
функции, а повреждения нижней части (т. е. зоны Вернике) нарушением восприятия речи.
Результаты исследований больных с повреждениями мозга подтверждают теорию о том, что у
подавляющего большинства людей левое полушарие мозга управляет языковой функцией вне
зависимости от того, говорят ли они на данном языке, пишут ли на нем или пользуются разработанной
на его основе системой жестов. Однако мозг не единственный орган человеческого тела,
ответственный за производство речи. В человеческом теле существует ряд особых органов, помогающих
нам произносить разнообразные звуки.
Чарльз Дарвин в «Происхождении видов» заметил: «Странно, что при каждом нашем глотке пища
или вода должны проходить через отверстие трахеи с риском попасть в легкие». Причина этой
странности в том, что у людей, в отличие от других млекопитающих, гортань расположена гораздо ниже
глотки. Гортань представляет из себя клапанообразный орган, расположенный над дыхательным
горлом. Эта система появилась по мере эволюции легких, и назначением ее было предохранять
легочный тракт от попадания в него чего-либо кроме воздуха. Первоначально эту роль выполняла
группа мышц вокруг голосовой щели: мышцы не пропускали в легкие посторонние примеси. У
большинства животных гортань находится в верхней части шеи, у основания черепа, что позволяет им
пить и одновременно с этим дышать задача, для взрослых людей невыполнимая. У новорожденных
детей гортань расположена высоко в горле, но по мере развития ребенка она опускается до нормального
положения. Тот факт, что у человека в результате эволюции развилось такое строение гортани, из-за
чего множество людей каждый год умирает от удушья во время еды (теперь, когда многим известен
прием Хаймлиха, число погибших уменьшилось), свидетельствует о том, что человечество дорого
платит за способность разговаривать. Как большой размер мозга означает большую выносливость, но
может оказаться опасным при родах, так и способность разговаривать уравновешивает опасность
умереть от удушья (рис. 4.2).
|